Олег Дороднов
февраль 2016.
5481

Какой смысл вложен в "Квадрат" Малевича?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
5 ответов
Поделиться

Лучше всего спросить самого Малевича, благо он оставил немало текстов, в которых подробно ответил на этот вопрос. Коротко: как художник Малевич пытался выйти за пределы «мира вещей», отказаться от изображения «оболочек» ради чистых форм, цветов и композиций.

Супрематизм как подлинный реализм

Когда художник изображает пейзаж или портрет, мы, называя это «реализмом», лукавим: пейзаж – ненастоящий, в него нельзя войти; изображённый человек – тоже ненастоящий, он неживой. А «Чёрный квадрат» -- это именно чёрный квадрат, всё честно. Сам Малевич про свои супрематические работы писал: «Новый живописный реализм, именно живописный, так как в нем нет реализма гор, неба, воды... До сей поры был реализм вещей, но не живописных, красочных единиц, которые строятся так, чтобы не зависеть ни формой, ни цветом, ни положением своим».

Супрематизм как чистое искусство

Малевич ругает академическую живопись за то, что она подменила художественный поиск чисто ремесленными задачами. От академического художника требуется «уметь рисовать», Малевич же хочет не создавать копии видимого мира, а проникнуть в самую суть формы и цвета, познать их природу. Он признаёт заслуги кубизма и футуризма на этом поприще, но супрематизм объявляет наиболее радикальным шагом.

Супрематизм как противостояние материи

Малевич всячески хотел освободиться от диктатуры материи. Ему не нравилось, что художник вынужден иметь дело с вещами, которые, как он считал, порабощают разум. Разумеется, и самому Малевичу приходилось натягивать холсты и смешивать краски, но хотя бы в том, что он изображал, он хотел максимально отойти от связи с материальным миром и изображал поэтому мир абстракций. (Есть некоторая ирония в том, что течение времени отразилось на «Чёрном квадрате» в виде элегантных кракелюр.)

Супрематизм как победа над природой

Впервые чёрный квадрат появился в опере «Победа на Солнцем» 1913 года, к которой Малевич создавал декорации. Там его помещают вместо Солнца в знак превосходства человеческого разума над силами природы, логики над стихией, активного творчества над пассивным созерцанием. Кстати, 1913 годом датировал «Чёрный квадрат» сам Малевич, хотя полотно было написано в 1915 году.

*

Супрематических картин было много, «Чёрный квадрат» даже не был первым. Его особая популярность связана, возможно, с тем, что на самой первой выставке супрематического искусства «0,10» картину повесили в красный угол, туда, где в деревенских избах висят иконы, что как бы говорило о его особом статусе. Кроме того, свою роль могли сыграть символика и особенности восприятия чёрного цвета (сколько всего написано про «бездну», «космос», «ничто» -- не перечислить, хотя по мне так «Белый квадрат» гораздо большее «ничто»). 

*

Пара слов о недавнем открытии двух красочных слоёв под «Чёрным квадратом» и шутливой надписи про негров и уголь (раз уж их упомянули в других ответах). То, что художник пишет одну картину поверх другой – нормальная практика. Это не попытка что-то «зашифровать», а банальная бережливость: если не удалась кубофутуристическая композиция, почему бы не записать её сверху супрематической. Не выкидывать же холст, в конце концов.

Что касается надписи, то вот тут http://thequestion.ru/questions/52941/pochemu-chyornyj-kvadrat-malevicha-ne-schitaetsya-plagiatom-raboty-alfonsa-alle-bitva-negrov-v-temnoj-peshere я высказывалась подробнее, здесь кратко: пока нет сведений о том, что Малевич знал о работах Альфонса Алле на момент написания «Чёрного квадрата», у нас нет оснований считать, что это «троллинг» и плагиат: слишком уж много он всего написал (и картин, и текстов), целое направление в искусстве создал. И уж имя себе Малевич сделал далеко не одним квадратом.

16
-1

Пересмотрев все ролики по поводу открытия надписи, я увы не нашла там на подлинике надписи о неграх. Оборот был представлен только в одном ролике, где на клочках бумажек было явно видно:" И назвал ее ненасильственное натютмортов потрясение". На самом деле без публикации оригинала надписи такие голословные заявления очень сомнительны.

0
Ответить

" Черный квадрат"- подается как знак превосходства человеческого разума над силами природы, логики над стихией, активного творчества над пассивным созерцанием? Мое личное мнение -сила природы превосходит человеческий разум, стихия побеждает и "черный квадрат"- символ небытия!

-2
Ответить

Да,это действительно не самый идеальная геометрическая фигура .Этот квадрат появился при написании Малевичем декораций для оперы "Победа над солнцем".Изначально задумывалась беспредметная композиция разных геометрических фигур,но почему-то художник покрыл их чёрным полотном в виде квадрата(Т.е. Если вы присмотритесь к этому произведению ,то увидите через мини трещинки цветную композицию) .Малевич был настолько поражён своим открытием(тут и зародился суперматизм),что он не мог ни пить,ни есть в течении недели ,более того художник попытался сделать несколько копий своего квадрата,но у него ничего не вышло.Объясняется это тем,что это произведение энергетически заряжено .Цвет несёт энергетически-духовное содержание ,ему не нужна определённая форма,он сам по себе Несет смысл.Вот примерно такую идею продвигал автор.Также Паола Волкова(советский и российский искусствовед) сравнивает творчество Малевича с древне-китайской философией "ба-гуа",где также значение цвета очень велико ,из этой философии следует ,что чёрный -это цвет неба,мужского начала ,а квадрат -это символ земли,женского начала .А слияние неба и земли (мужского и женского)порождает все на нашей земле.

Вообще ,если углубиться в творчество Казимира Малевича,то можно открыть для себя много нового ,у него даже есть работы о влиянии цвета на человека,вообще о цвете в целом и идеи ,которые он нёс ,поражают своей масштабностью :)

0
Ответить
Прокомментировать

"Черный квадрат" Малвича на самом деле не черный и не квадрат.
Ни одна из его сторон не параллельна другим, а для темного цвета Казимир Малевич смешивал множество темных красок.
Не знаю, насколько это правда, но если присмотреться, то действительно "... квадрат" не квадрат, как ни странно.
Может, в этом и смысл?

3
0
Прокомментировать

Дело было так. Малевич восхитился увиденной картиной Куинджи "Лунная ночь на Днепре". И решил создать свой похожий шедевр, назвав его "Безлунная ночь на Днепре". Но когда он выставил свою работу на общее обозрение никто не смог понять великого замысла творца и не разглядел величавое течение Дона в безлунную ночь.  Малевич обиделся на всех и решил выставить всех дураками. Вот тогда он придумал всю ту муть, которую вам впаривают искусствоведы, объясняя это "шедевр".  Так что, его проделка вполне удалась.

0
0
Прокомментировать

Как и в любом произведении искусства, каждый находит свой ответ. Малевич вкладывал свой смысл, который он обстоятельно описал, но прелесть искусства в том, что произведение - картина, книга, симфония, скульптура - имеет свою жизнь независимо от своего автора. Вы сами должны увидеть свой смысл. Если Вы не находите его сейчас, не переживайте: вернитесь к этому через несколько лет. Скорее всего, Вас настигнет ситуация, когда данное произведение - в Вашем случае Квадрат - вспомнится Вам само собой и его смысл Вам станет кристально понятным.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
-1
Прокомментировать

После вот этой статьи:"...Осенью 2015 были опубликованы результаты исследований (методом рентгеноскопии), которые подтвердили наличие под изображением «Чёрного квадрата» двух других цветных изображений. Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Чёрным квадратом» это протосупрематическая композиция. Также учёные расшифровали надпись на картине, которая считается авторской. Фраза звучит как «Битва негров в тёмной пещере» и отсылает к известному монохромному полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданном в 1882 году..." как-то интерес к этой картине у меня пропал вообще. Человек из чужого сделал себе имя.

0
-1

Да,это действительно не самый идеальная геометрическая фигура .Этот квадрат появился при написании Малевичем декораций для оперы "Победа над солнцем".Изначально задумывалась беспредметная композиция разных геометрических фигур,но почему-то художник покрыл их чёрным полотном в виде квадрата(Т.е. Если вы присмотритесь к этому произведению ,то увидите через мини трещинки цветную композицию) .Малевич был настолько поражён своим открытием(тут и зародился суперматизм),что он не мог ни пить,ни есть в течении недели ,более того художник попытался сделать несколько копий своего квадрата,но у него ничего не вышло.Объясняется это тем,что это произведение энергетически заряжено .Цвет несёт энергетически-духовное содержание ,ему не нужна определённая форма,он сам по себе Несет смысл.Вот примерно такую идею продвигал автор.Также Паола Волкова(советский и российский искусствовед) сравнивает творчество Малевича с древне-китайской философией "ба-гуа",где также значение цвета очень велико ,из этой философии следует ,что чёрный -это цвет неба,мужского начала ,а квадрат -это символ земли,женского начала .А слияние неба и земли (мужского и женского)порождает все на нашей земле.

Вообще ,если углубиться в творчество Казимира Малевича,то можно открыть для себя много нового ,у него даже есть работы о влиянии цвета на человека,вообще о цвете в целом и идеи ,которые он нёс ,поражают своей масштабностью :)

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью