Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем правила ведения бизнеса в Москве Собянина отличаются от правил в России Путина?

ОбществоБизнес и менеджмент+3
Тоня Самсонова
  · 11,3 K
Professor of Finance IE Business School  · 11 февр 2016

Известный экономист Мансур Олсон описал два различных типа устройства государства – управляемого кочующими бандитами и оседлые бандитами. Кочующие бандиты постоянно передвигаются с места на места и грабят местное население подчистую, потому что у них нет стимула в развитии какой-то территории. Оседлые бандиты понимают, что им и в дальнейшем кормиться с этой территории, поэтому устанавливают разумный уровень поборов, стабильные правила игры, тем самым создавая стимулы для развития и инвестиций на подведомственных им территории. В итоге стационарные бандиты могут стричь с бизнеса намного больше, так как если бизнес постоянно подвергается разорению, опустошению, и прочим несчастьям, то и как-то стимулов особенно развивать у него «налогооблагаемую» базу нет.

Россия 90-х скорее напоминала режим кочующих бандитов. Если бизнес сегодня платил дань одной крыше, то не было никаких гарантий, что завтра эту крышу выбьет новая крыша, или силовики, или еще кто-нибудь. Путину же удалось выстроить в России режим оседлого бандита. Сбор дани стал централизованный, битвы между бандами бандитов за кормовую базу прекратились, у бизнеса появилось некоторое ощущение стабильности правил игры. Поэтому несмотря на беспрецедентный рост коррупции за последние 15 лет, в России также наблюдался значительный рост ВВП и инвестиций. Просто централизованная коррупция, выстроенная Путиным, намного лучше децентрализованной коррупции, когда договоренности с одним чиновником могут быть отменены другим чиновником, а договоренности с другим чиновником могут быть отменены третьим и т.д. Та огромная коррупционная рента, которая сейчас собирается чиновниками в России, могла быть достигнута только при системе централизованной коррупции, когда договоренность с одним чиновником является необходимым и достаточным условием существования бизнеса, ведь договорившись с одним чиновником, ты, по сути, договорился с системой, и это уже внутреннее дело системы какую часть побора чиновник оставит себе, а какую передаст наверх.

Собянин, устроив снос ларьков, как выразилась Ксения Собчак, по «беспределу», на самом деле начал разрушение выстроенной Путиным системы «оседлого бандита» и переход в режим «кочующего бандита». В Москву пришел новый хан, сколько он будет на Москве непонятно, поэтому нужно выдоить ее по максимуму. Все договоренности, ярлыки, и т.д. выданные предыдущим ханом объявляются недействительными. Московских чиновников, конечно, понять можно. Если в первые годы правления Собянина можно было кормиться на значительных объемах гос. заказах – плитки, бордюрах, устройстве парков, и т.д. Кризис вынуждено ведет с сокращению государственных трат, и соответственно возможностей для кормления. Однако чиновники, призывающие граждан затянуть пояса, сами к сокращению своих доходов не готовы. Поэтому им приходиться искать новые источники дохода, взамен выбывающих. Здесь важно понимать, что их доходы не ограничатся рентой с вновь построенных ТПУ, о которых написала Любовь Соболь. Даже если под давлением общественности на месте снесенных магазинов ничего построено не будет, тем не менее – это убедительный сигнал демонстрации силы московской мэрии. Он означает – «мы здесь власть», и все бумажки от предыдущей власти, ровно как бумажки от других ветвей власти (регистрационной палаты,судов, в том числе верховного суда), на нашей территории не действуют. Поэтому теперь московские чиновники могут стричь дань со всего малого бизнеса в москве, грозя внесудебным сносом и разрушением бизнеса. Собянин, одной эффективной акцией устрашения, показал москвичам – кто теперь для них царь и бог (видимо, лавры Кадырова многим губернаторам спать не дают. Ведь Кадыров могущественен не потому, что постит угрожающие фотки в инстаграмм и пишет ругательные посты. Он могущественен, потому что контролирует собственную кормовую базу), и с кем теперь всем нужно по новой договариваться, если они хотят вести бизнес в лучшем городе Земли.

Несмотря на то, что это, безусловно, победа команды Собянина – Москва очень богатый город, и теперь, конечно же, доходы его команды резко вырастут, но это фактически разрушает систему централизованной коррупции, выстроенной Путиным. Получается, ты можешь договориться, уплатить взнос в партийную кассу, получить все разрешения, потом приходит другой чиновник, и требует договариваться уже с ним. Теперь любой бизнесмен будет понимать, что смена губернатора в регионе, даже если ЕР меняет на ЕР, будет означать пересмотр правил игры, и придет новый кочующий бандит, который будет стричь все подчистую. Более успешное развитие государства под оседлым бандитом заключается не только в том, что он собирает более умеренную дань со своих подопечных, но и охраняет свою кормовую базу от набегов кочующих бандитов. Если Путин не сможет одернуть кочующего бандита, орудующего в Москве, то это может быть воспринято другими губернаторами: «можно грабить по беспределу». Тогда централизованная система сбора дани рухнет. Зачем платить ФСБ, судам, ментам, если завтра придет новый наместник, и все договоренности рухнут. Нужно договариваться с только с тем бандитом, который сейчас тобой непосредственно управляет.

А без централизованной системы сбора дани Путинская система рухнет. Вся вертикаль власти на этом основана. Возможно, Собянин сам того не желая, вбил первый гвоздь в разрушение созданной Путиным системы.

P.S.

Вариант, что основной мотив Собянина – эстетика для москвичей не очень убедителен. К примеру, когда Москвичи активно протестовали против Владимира на Покланной, мэрия отчаянно сопротивлялась. В итоге, провели жульнический опрос на Активном гражданине, не включив туда опцию «вообще не надо ставить памятник». Да и опять же – если уж так надо было снести, всегда можно попробовать договориться ,выкупить и т.д. В Сочи тысячи объектов выкупили – когда гладко, когда с трениями. Действующее законодательство предусматривает принудительный выкуп в случае необходимости. Так что здесь важно для мэрии было не просто убрать, а именно убрать «по беспределу», чтобы показать, кто здесь власть.

Ну, с Владимиром ситуация не совсем такая однозначная, Собянин не всемогущ, к счастью или нет, а Владимир был... Читать дальше
Редакция  · 12 февр 2016
Выносим из комментариев ответ Максима Миронова: Уважаемый Демьян, 1. У меня есть некоторое понимание устройства жизни в 90-х. Во второй половине 90-ых я начал заниматься бизнесом и в 2000-м году уже принял решение это дело оставить и пойти учиться. Заработанных в 90-х денег мне хватило на обучение в Москве, впоследствии в Чикаго, а также на покупку квартиры в Москве. 2... Читать далее
Генеральный директор ИД «Коммерсант» с 2006 по 2012 год Founder at The Moscow Times  · 12 февр 2016
К сожалению, в ответе господина Миронова видно полное непонимание устройства 90-х годов. Кочующие бандиты - бандиты чужеземные, собирающие дань с "небандитов", с "населения". В отличие от "оседлых" - ставших (или декларировавших себя) своими, обеспечивающих преемственность. В этом смысле 90ые - время когда одни "оседлые" бандиты обкладывали данью других "оседлых": своя... Читать далее
Простите, я думал вы заблуждаетесь. А вы просто пишите совсем смешные вещи. Про финансирование оппозиции... Читать дальше