Возможно ли сформировать справедливое общество (государство)? И если да, то есть ли уже такие общества? А если нет, то почему?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

Начнем с того, что сформировать справедливое общество невозможно потому что в широком смысле его не существует, а существуют лишь отдельные индивиды. Сформировать справедливое государство напротив довольно легко. 

Что такое государство? Государство это совокупность институтов. Значит нам необходимо создать теорию оценки справедливости государственных институтов. Пожалуй наиболее широко известной (что не означает верной) является теория справедливости Джона Ролза. Основной предпосылкой его теории является следующий мысленный эксперимент: представим, что нам необходимо выдумать государство, но мы ничего не знаем о своем месте в нем, мы ничего не знаем о нашем поле, расе, возрасте, способностях, талантах, социальном статусе. Ролз делает вывод (очевидный для него), что люди, проводящие подобный эксперимент, обязательно выдумают такое государство, где будут максимально нивелированы последствия подобного неравенства. 

Далее он выдвигает два принципа с помощью которых предлагается измерять справедливость государства:

  • каждый человек должен обладать наиболее полным набором основных свобод, который не будет нарушать свободы остальных;

  • социальное и экономическое неравенство должно регулироваться таким образом чтобы:

а) приносить наибольшую пользу наименее удачливым членам общества (то есть неравенство справедливо до тех пор пока приносит пользу условным бедным)

б) выборные должности были доступны всем исходя из равенства возможностей

По мнению Ролза наиболее справедливым государством будет некая его версия демократического социализма.

11
0
Прокомментировать

Чтобы попытаться сформировать справедливое государство, нужно сначала определиться, как мы будем понимать справедливость.

О том, что справедливость — понятие зыбкое, и одно и то же государственное устройство может быть справедливым и несправедливым, писал еще Платон. В «Государстве» он защищал идею того, что справедливость не равна буквальному равенству, его утопия основана на власти просвещенного меньшинства — аристократии. Отбор в это сословие осуществляется строго и поэтапно, а остальные граждане — воины и простолюдины — обязаны признавать их власть. При этом что касается имущественных прав, тут он как раз защищал идею буквального равенства — в его утопии частная собственность запрещена, а труд распределяется согласно способностям.

Это лишь один из возможных и, пожалуй, самый древний и известный пример попытки построить модель справедливого государства.

Разные подходы к тому, что есть справедливость, отражается в многообразии возможных современных политических взглядов. Так, человек условно «правых» взглядов будет считать, что имущественное неравенство, обусловленное рынком, справедливо, а для сторонника условно «левых» взглядов справедливость — это когда богатые делятся с бедными, в крайней форме — «все отобрать и поделить».

И это что касается только вопросов собственности, а ведь еще создателю идеально справедливого государства нужно решить, как он будет обеспечивать равные права представителям разных рас, религиозных, политических и прочих убеждений, людям разного возраста и пола, уровня образования и т.д. Или, наоборот, можно сказать, что равные права — это не справедливость, а справедливо как раз наделить бóльшими правами только часть граждан. Сочетание ответов на эти и многие другие вопросы дает миру людей разнообразнейших политических взглядов — от либерал-демократов и национал-консерваторов до анархо-капиталистов и православных космических коммунистов (sic!).

В последние годы набирает популярность такое направление политической мысли, как либертарианство. Идеология либертарианства в современном смысле слова основана на идее ненасилия («неинициации насилия»), она защищает как экономические свободы (как «правые» идеологии), так и личные («левые»). Либертарианец убежден, что любой человек от природы наделен правами и свободой воли, он свободен вступать и выходить из любых отношений по своему усмотрению. Таким образом, справедливость по-либертариански — это разрешение всех добровольных отношений (и отсутствие препятствий к их защите) и запрет всех насильственных отношений. К первым, например, относится любая коммерческая деятельность, не нарушающая свобод других людей, или, например, интимные отношения между взрослыми людьми по обоюдному согласию. Ко вторым — налоги, военная служба по призыву и многое другое. Роберт Нозик, современный евангелист либертарианства, защищал идею о том, что государство в целом скорее нарушает, чем защищает свободы граждан, и его функция должна быть сокращена до роли  «ночного сторожа» - посредника и защитника в случае непосредственной угрозы свободам. А согласно анархо-капиталисталистическому подходу государство не нужно вовсе - то есть согласно этой ветви либертарианства, «справедливое государство — это отсутствие государства».

На практике либертарианское государство пока еще не удалось создать никому, однако нельзя сказать, что попытки не предпринимаются. Так, на границе Сербии и Хорватии на незанятой территории (т.н. terra nullius) год назад был основан Либерлэнд — пока не признанная ни одним «официальным» государством страна, конституция которой основана на либертарианских идеях. Во многих странах существуют также либертарианские партии.

Подведем итог. Чтобы создать справедливое государство, нам нужно определиться, что такое справедливость. Для этого нужно решить, какие ценности (идеологию, понимание того, что хорошо, а что плохо — можем назвать как угодно) это государство будет защищать. Тот же Платон считал свою модель государства справедливой, но едва ли бы он нашел поддержку широких масс сегодня. Современное общество в большинстве своем вряд ли приняло бы его идею о том, что, например, незаконнорожденных детей следует уничтожать во благо стабильности общества. От того, что мы примем за базовую ценность — свободы отдельного человека, имущественное равенство, религиозные догмы или что-то еще — и будет зависеть, каким будет наше справедливое государство и реально ли его создать в современных условиях или в будущем.

4
-1

Спасибо за хороший экскурс. Продолжая это направление мысли - следовательно, можно ли заключить, что отсутствие единого и признаваемого всеми понятия справедливость это и есть норма? Я полагаю, что -- да и, отсюда, возможно, самым желательным будет иметь механизм, в котором общество может динамично уточнять, что такое справедливость сегодня и устранять проблемы, которые признаны обществом как несправедлиовость сегодня. То есть не стоит зацикливаться на поиске "серебрянной пули", а нужно быть готовым слушать, слышать и адаптироваться.

+1
Ответить

Согласен с вашим утверждением, путь адаптации, готовность регулярно пересматривать и текущие ценности, и методы, которыми эти ценности защищаются — путь, который мне тоже импонирует. Именно поэтому я в ответе заострил внимание на либертарианстве как наиболее гибкой, на мой взгляд, из имеющихся систем общественного устройства, которая дает возможность выбирать, изменяться и изменять окружающие реалии не только большинству, как при демократии, но и буквально каждому дееспособному гражданину.

+1
Ответить
Прокомментировать

Репрессии СТАЛИНА-от научения ЭНГЕЛЬСА и по наказам ЛЕНИНА.Репрессии ПУТИНА-от академиков постсоветской ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ ЕДИНОНАЧАЛИЯ (Царствие Государя).Учение Маркса: отнятие собственности с применением коллективного труда в пользу "народного" государства-насильника,а учение постсоветских экономистов:собственность в угоду жизнеутверждения АДМИНИСТРАТИВНОГО БЮДЖЕТА за счёт "бизнесменов"с применением НАЁМНОГО ТРУДА ОБМАНУТЫХ ГРАЖДАН, лишенных права накапливать пенсионные,медицинские,образовательные и др.финансы на своих ( независимых от государства) ЛИЧНЫХ СЧЕТАХ.Инакомыслие преследуется. Где и когда вы видели закон о партиях? Тема не изучена и преднамеренно скрывается в ТАЙНЕ...Прошу раздать информацию с 1990г.-получаю отказ,изоляцию и блокировку.Репрессии от граждан. Различите разнообразие видов преследований и наказаний в теме учений о государстве и обществе.

Богомолова Людмила Григорьевна Инакомыслие-репрессииотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью