Samuil Serofimov
февраль 2016.
12847

Если на протяжении жизни заниматься спортом и развивать свой интеллект, увеличится ли шанс на то, что мои дети будут сильными или умными?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
20
6 ответов
Поделиться

Тот случай, когда заплюсованный ответ неправильный. Цитирую биолога, получившего PhD по биохимии в University of Oxford, сейчас работающего в New York University:

Как вы все, конечно, знаете, помимо генома у нас есть ещё эпигеном. Геном – это набор инструкций для производства клеточного оборудования (точнее, свалка мёртвых и полумёртвых древних вирусов, среди которых изредка попадаются инструкции для производства клеточного оборудования). Эпигеном – это набор меток на этих инструкциях, в которых записаны инструкции к инструкциям (в основном это метки вида “здесь не читать”, но есть варианты).

Геном – это последовательность ДНК, эпигеном – химические модификации ДНК в определённых точках (опять-таки, есть варианты). Геном стабилен в течение жизни, а эпигеном меняется в зависимости от внешней среды и вашего поведения.

Вот, допустим, у вас из одной нервной клетки в другую стабильно идёт возбуждение, потому что это соединение что-нибудь хорошо объясняет у вас в мозгу. От постоянного возбуждения клетка берёт и записывает у себя на полях генов, что надо стабильно перестроить их работу. В итоге гены начинают работать иначе, канал соединения между нервными клетками усиливается, образуется память. (Знатоки, не придирайтесь: я описал фактически простое обучение Хебба, в котором помимо эпигенетики ещё пятьсот других механизмов, но здесь важна иллюстрация, что модификации эпигенома бывают нужны для памяти в течение жизни отдельно взятого человека).

Или, допустим, едите вы что-то плохое или что-то хорошее годами, от этого у вас меняется эпигеном, регулирующий переработку питательных веществ, в итоге вы либо толстеете, либо худеете и потом не можете понять, почему диеты не помогают.

Ключевой вопрос заключается в том, что происходит с вашим эпигеномом у ваших детей. В принципе, эпигеном стирается. В яйцеклетках и сперматозоидах (точнее, в половой линии). То есть ребёнок, по идее, начинает с чистого листа без ваших тупых каментов. Это давно известно. Менее давно известно, что эпигеном стирается НЕ ПОЛНОСТЬЮ. И вот тут начинается самое интересное.

Если даже малая часть вашего опыта сохраняется на полях ДНК – то это может значить ооочень много с точки зрения наследственности, эволюции и вообще жизни на земле. Это означает, что Ламарк, над которым ржали все со времён Дарвина, в принципе был частично прав насчёт наследования приобретённых признаков. Собственно, это уже и так понятно (см., Overkalix study, где у голодавших дедов были здоровые внуки, и мою старую статью в РИА Новости). Непонятно, сколько в этом случайности, а сколько задумки, и какой масштаб явления. Чтобы это уяснить, надо понять несколько вещей. Например, по какому принципу метки сохраняются? Случайно или всё-таки по каким-то правилам?

Но есть и более глобальный вопрос: может ли вообще быть полезным с точки зрения эволюции сохранение эпигенетических меток родителей? В чём тут загвоздка: если эпигеном фиксирует приобретённые признаки, то это должно снижать приспосабливаемость к новым условиям. А это вроде как самое главное, что мы себе наэволюционировали, и весь смысл, например, полового размножения. Соответственно, некоторые модели показывают, что нет, адаптивного смысла в сохранении меток быть не может, всё, что сохраняется – это просто шум, неизбежная ошибка при обнулении гигантского эпигенома. Но это, как вы понимаете, очень скучный вариант. Поэтому народ сейчас как только не извращается, чтобы придумать эволюционный смысл эпигенома.

Вот тут модель, которая мне очень нравится. Они говорят, очень упрощённо, следующее: давайте рассматривать эпигенетическое сохранение как эволюционирующий признак сам по себе, а не просто смотреть на то, как оно влияет на другие признаки. В каких условиях оно может быть полезно? Когда среда меняется очень медленно (но быстрее, чем скорость генетической эволюции). В таких вариантах родительский опыт, записанный в частично сохранённом эпигеноме, помогает выживанию. Если среда начинает меняться быстрее, и родительский опыт начинает мешать – то эпигенетическое сохранение, как признак, будет стремиться к снижению.

Короче, в таком варианте эпигеном – это как бы интеграл опыта и одновременно первая производная генома. Это способ относительно быстро изменить изменчивость признаков при изменении изменчивости среды. Половое размножение даёт постоянный приток изменчивости, а через эпигенетику этот поток можно эволюционно регулировать, не придумывая ничего принципиально нового. Вот режьте меня, но я не верю, что неполное стирание эпигенома – это просто так.

Таким образом, правильный ответ на ваш вопрос не "Нет!", а "Ну может быть, надо пробовать." Если именно такой ответ и является целебным поводом, который позволит вам наконец-то начать заниматься спортом и развивать свой интеллект, то считайте, что такой повод вам дали. Теперь вы приперты к стенке, и отговорок у вас нет.

136
-7

Интересна статья, но возникает закономерный вопрос о том, какой механизм передачи и почему он работает только в определённых случаях в то время как дарвинисткий подход является универсальным

+2
Ответить

почему он работает только в определённых случаях в то время как дарвинисткий подход является универсальным

Это просто. Естественный отбор является внешним и постоянным. А заставить себя читать книги и заниматься физической активностью не каждому по силам. Мне трудно представить себе человека, у которого десять поколений предков занимались интеллектуальным и физическим саморазвитием.

0
Ответить
Прокомментировать

Ваш вопрос отсылает к концепции эволюционного развития обозначаемое как ламаркизм. По мнению Ламарка на эволюцию влияют упражнения органов. Так самый известный пример это шеи жирафа. Ламарк считал, что жирафам приходится постоянно вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев, растущих у них над головой. Поэтому их шеи становятся длиннее, вытягиваются. То есть, развитие каких-то аспектов родителей могут передаваться их детям. 

В ходе развития биологии выяснилось, что эволюция работает по другому. Опыты Августа Вейсмана показали несостоятельность теории Ламарка. Вейсман разводил мышей поколение за поколением, отрубая им хвосты. По теории Ламарка, в результате они должны были атрофироваться, так как не использовались при жизни. Однако, никаких изменений не произошло. Это можно объяснить тем, что на генетическом уровне не происходило каких-либо изменений, способствующих отмиранию хвоста у будущих поколений мышей. Поэтому у физически развитиях родителей могут быть не мускулистые дети.

Правда мы можем рассматривать силу и ум не только как предугаданные факторы, но и как свойства возникающие в воспитании. Поэтому если вы на своем примере покажите детям, что, например, занятие спортом и чтение книг это хорошо, то шанс на развитие ваших детей становится выше.

Александр Фокинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
34
-9

Не знаю, как с мышами, но во Вьетнаме рождаются коты без хвостов, потому что им их поколение из поколения рубили, дабы они не приносили несчастье.

0
Ответить

тут скорее всего работает другой механизм, что выживали кошки у которых хвост был самый короткий и в ходе поколения этот ген закрепился

+2
Ответить

Может быть, с уверенностью сказать не могу. Конечно, у людей вопрос выживания в связи с физической формой не стоит, но, вероятно, и эволюционный механизм у нас приобрел другие очертания и закрепляются гены, характерные для успешных

0
Ответить
Прокомментировать

Есть книга "Генетика гениальности - Эфроимсон". В ней рассматривается теория, согласно которой гений-безусловно нечто врожденное. В первую "временную" очередь. Но "настоящий" гений не может развиваться без "правильного" окружения. Шанс может увеличиваться лишь благодаря Вашим приобретенным навыкам, которые помогут воспитать более приспособленных и выдающихся детей.

8
-2
Прокомментировать

Конечно! Ведь их воспитает человек, ведущий активный образ жизни и обладающий широкой эрудицией. Всё это он неминуемо предаст своему потомству, заставляя делать зарядку и читать книжки. :)

4
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Я где то читал что по наследству могут передаваться не только вражденные но и приобретенные навыки, так что вашим детям вполне могут передаться ваши преобретенные достижения и интелект.

1
0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью