Николай Ильюшин
февраль 2016.
4809

Как делали спецэффекты в 60-90е для фильмов? Были какие-нибудь программы вроде Sony Vegas?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Был такой советский оператор, режиссер и сценарист Павел Клушанцев (1910-1999), которого Джордж Лукас назвал крестным отцом «Звездных войн». Вот он и придумал все спецэффекты, которые в ту пору взял на вооружение Голливуд (а на родине его гнобили, в том числе и как потомственного дворянина). США в свое время закупили его фильм «Планета бурь» (1962), перемонтировали для своего проката и выпустили как «Путешествие на доисторическую планету». Его наработки из фильма «Дорога к звездам» (1957) использовал Стэнли Кубрик при съемках «Космической одиссеи 2001 года» (1968), а Лукас даже Чубаку назвал в честь собаки из фильма Клушанцева «Марс» (1968). К слову, в 1988 году Джордж Лукас, приехавший в Москву на премьеру «Эпизод V. Империя наносит ответный удар», просил советских чиновников организовать ему встречу с Клушанцевым. Но те такую фамилию, понятно, слышали впервые...

Так вот, про эффекты: Клушанцев с ними сильно не мудрил — одна, к примеру, соответствующе подкрашенная и освещенная масса теста, снятая прямо на хлебокомбинате, дает куда как более потрясающий эффект, чем всякие технически мудреные заморочки. Кстати, узнаете? Ведь именно эту находку использовал знаменитый постановщик спецэффектов Роберт Скотак при съемках второго «Терминатора» (1991), за что и получил «Оскара». Он, кстати, лично встречался с Клушанцевым, специально приезжал для этого в апреле 92-го в Санкт-Петербург, и затем еще использовал его «рецепты» для своего так же оскароносного «Титаника» (1997).

Клушанцев же первым придумал, как снимать реалистичное звездное небо — его роль выполнял семиметровый щит с лампами семи степеней яркости, расставленными в полном соответствии с настоящей картой звездного неба.

53
-1

Есть документальное кино про то, как в советские времена добивались тех или иных эффектов. Называется "Великие комбинатаоры". Много там про труды и заслуги Клушанцева рассказывается. И про то, как ценились его таланты везде, кроме родного СССР.

+5
Ответить
Прокомментировать

Помню, несколько лет назад нужно было оперативно смонтировать одно видео, а под рукой оказался только ноутбук HP с установленным Sony Vegas. Не то что спецэффекты, даже воспроизведение давалось с трудом. Что уж говорить о 60х годах, когда производительности ЭВМ хватало только на несколько пикселей и два цвета. Об оцифровке пленки тогда и не мечтали.

Спецэффекты делали в прямом смысле руками, совмещая один кадр с другим прямо на пленке. Нужно заставить героя летать - снимаем по отдельности небо и изображающего полет героя, а после накладываем одно на другое. Нужен причудливый монстр - клеим его из пластилина и покадрово снимаем каждое его движение (после вклеиваем к нему живого актера, если нужно их взаимодействие). Титры делали примерно по такому же принципу. Порой снимали просто листы, разрисованные художниками. Знаменитое вступление "Звездных воин", как известно, это снятая под углом бегущая строка.

Позднее начались первые шаги в сторону CGI. Но мощности по прежнему удручали. Несмотря на то, что действие фильма "Трон" разворачивается внутри компьютера, монтажная работа происходила по старинке. Да, графика позволила нарисовать интерьер, но сами герои попали в него с помощью все того же наложения кадров. Примечательно, что фильм был снят в ЧБ, а потом всех персонажей вручную раскрашивали. 

Непосредственно о становлении компьютерной графики можно почитать здесь.

12
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью