Сергей Павлов
февраль 2016.
4569

Были ли в СССР модельеры/кутюрье?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Да были, только традиционно они называли модельерами-конструкторами. В 1920-1930-е гг. существовали так называемые закройщики, они были и в более поздний период но пик их популярности в отсутствии централизованного производства одежды приходит на первые десятилетия советской власти, которые могли шить не только по готовым образцам, но и создавать собственные модели одежды. Но поскольку это был ручной труд, то обслуживали они преимущественно индивидуальных клиентов из числа элиты. 

В 1940-х гг. создается система Домов моделей, самый известный из которых был в Москве. Предполагалось, что  эти дома моделей будут разрабатывать одежду, а фабрики будут у них покупать образцы и запускать в массовое производство. Но предприятия не хотели что-либо заказывать, им было выгодней пускать на поток допотопные модели собственного изготовления, сделанные по старым лекалам, тиражируя тем самым вышедшую из моды, некачественную продукцию. Ситуация усугублялась высоким спросом – любая более-менее дешевая и практичная одежда раскупалась мгновенно.

В 1945 году для пропаганды советской моды Дом моделей начинает проводить открытые показы мод для населения с привлечением манекенщиц, сопровождающиеся комментариями искусствоведов и рассказывающие о модных тенденциях.

В 1948 году Московский Дом моделей был реорганизован в Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО). К началу 1949 года было организовано уже 12 республиканских и областных Домов моделей и произошло их объединение в единую систему во главе с Общесоюзным Домом моделей. Созданная в конце 1940-х годов единая система модельных домов во главе с ОДМО сохранились вплоть до 1990-х годов.

Поиски собственного советского стиля велись довольно интенсивно. Звучали призывы советских искусствоведов «не брать иностранные журналы мод и копировать, а создавать свое», консультант – искусствовед ОДМО Наумова предложила универсальную формулу советской моды: нужно соединить мечту и фантазию художника с мастерством конструктора и современной техникой производства». Советскую моду должен был отличать демократизм, «массовость», бессословность и общедоступность. «Внимание художников было направлено на создание таких образцов одежды, в которых с соблюдением признаков общемировой моды были бы оригинальные черты, соответствующие самобытности нашей советской женщины. Работа над творческим преобразованием народных форм явилась началом большой и ответственной задачи по созданию советской моды», – говорилось в отчете МДМ за 1945 год.

В ряде московских ателье в 1950-е годы еще работали закройщицы высочайшего уровня, и даже модельеры, разрабатывающие собственные модели одежды. Попасть к ним было трудно, а шить у них дорого. Самыми примечательными были - ателье №25 Мосиндодежды, в котором работала модельер Ванда Корж, ателье № 39, где модельером была Мария Панкратова, ателье мод «Легпрома», ателье Художественного фонда, портниха которого Варвара Данилина одно время считалась самой дорогой и престижной в Москве. 

В 1940-е годы по распоряжению ЦК КПСС для обслуживания советской партийной номенклатуры на Кутузовском проспекте было открыто спецателье, разделенное на три салона: А, В и С - для разных категорий привилегированных граждан СССР. В ателье работали закройщицы высшего разряда, туда поступали великолепные импортные ткани и фурнитура. Пошив одежды производился только по ордерам и стоил очень дорого. Меховую верхнюю одежду шили по особым ордерам, которые получали лишь самые высокопоставленные члены советского общества. Это ателье функционирует до сих пор и до сих пор обслуживает элиту. С середины 1990-х годов оно входит в структуру Федерального государственного унитарного предприятия «Президент-Сервис».

Ателье класса люкс работало в ЦУМе, собственные ателье были и в ряде других крупных универмагов.

Во второй половине 50-х проектирование модной одежды было сосредоточено в 16 домах моделей, которые находились в столицах союзных республик и крупных городах, таких как Новосибирск, Ленинград, Свердловск, Львов. Одним из лучших в СССР считался Рижский Дом моделей.

В ОДМО на Кузнецком мосту работали лучшие модельеры тех лет - Вера Аралова, Валерия Горовец, Тамара Файдель, Галина Чернопятова, Галина Гагарина. Работы Нины Голиковой, посвященные молодежной моде, ярко проявились в 1957 году, когда специально к международному молодежному Фестивалю в Москве ОДМО готовил обширную коллекцию для внедрения в производство, чтобы дать возможность народу выглядеть на уровне и не ударить в грязь лицом перед наплывом иностранцев. В 1965 году в ОДМО пришел работать молодой модельер Слава Зайцев, ставший одной из самых значимых фигур в истории отечественного модельного бизнеса. Его творческие разработки еще в период СССР были замечены на Западе. В 1965 -1968 годах за создание «Русской серии» французская пресса назовет Зайцева «Красным Диором». 

К сожалению, в силу особенностей советской системы, часто невозможно было выпустить модели разработанными советскими дизайнерами и находившиеся в актуальных трендах в массовое производство. Нехватка тканей, старое оборудование, удобство выпуска привычных моделей в условиях дефицита и отсутствии конкуренции все это не позволяло сделать моду общедоступной.

Александр Фокинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
29
0
Прокомментировать

Кутюрье в СССР не было по формальным причинам: кутюрье имеют право называться только те дизайнеры, кто состоит в Парижском Синдикате Высокой моды (Chambre Syndicale de la Couture Parisienne). Для того, чтобы дом мог мог стать членом Синдиката, существует требование: не менее 30% ручного труда в каждой модели, дом моды должен находиться в Париже и в штате должно быть не менее 15 портних. Регламентируется так же количество коллекций к показу; число моделей, представленных к показу, должно быть не менее 35. Ну и так, по мелочи.

18
0

Где можно подробнее почитать про эти требования?

0
Ответить

Какого-то источника, в котором было бы исчерпывающе всё описано я не знаю — нужно просто рыть разные источники. Если были какие-то книги об этом, то очень редкие.

Но в этих требованиях ничего такого особенного нет — всё определяет то, сколько у вас денег. Создание от-кутюр это очень затратная штука, которая материально себя не окупает. Именно поэтому дома моды диверсифицируют свой бизнес: создают коллекции готовой одежды, выпускают вторые-третьи-четвертые линии одежды, создают аксессуары, продают лицензии на выпуск парфюмерии и косметики (на самом деле последнее как раз является основной статьей их доходов), выпускают часы и ювелирные изделия.

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью