Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие зверства творил император Нерон?

ИсторияНаука
Adam Adam
  · 5,1 K
Веду канал про историю СССР https://t.me/USSResearch Доцент ТюмГУ, кандидат исторических...  · 6 февр 2016

Нерон весьма противоречивая фигура и историкам зачастую сложно отделить правду от вымысла. Часть свидетельств была написана уже после смерти императора, когда ругать Нерона стала привычным делом и авторы могли специально очернять его в рамках доминирующего дискурса.

Но можно обратиться к труду Светония который описывает некоторые поступки Нерона:

"Мало того, что жил он и со сво­бод­ны­ми маль­чи­ка­ми и с замуж­ни­ми жен­щи­на­ми: он изна­си­ло­вал даже вестал­ку Руб­рию. С воль­но­от­пу­щен­ни­цей Актой он чуть было не всту­пил в закон­ный брак, под­ку­пив несколь­ких сена­то­ров кон­суль­ско­го зва­ния поклясть­ся, буд­то она из цар­ско­го рода. Маль­чи­ка Спо­ра он сде­лал евну­хом и даже пытал­ся сде­лать жен­щи­ной: он спра­вил с ним свадь­бу со все­ми обря­да­ми, с при­да­ным и с факе­лом, с вели­кой пыш­но­стью ввел его в свой дом и жил с ним как с женой. Еще памят­на чья-то удач­ная шут­ка: счаст­ли­вы были бы люди, будь у Неро­но­ва отца такая жена! Это­го Спо­ра он одел, как импе­ра­три­цу, и в носил­ках возил его с собою и в Гре­ции по собра­ни­ям и тор­жи­щам, и потом в Риме по Сигил­ла­ри­ям, то и дело его целуя. Он искал любов­ной свя­зи даже с мате­рью, и удер­жа­ли его толь­ко ее вра­ги95, опа­са­ясь, что власт­ная и без­удерж­ная жен­щи­на при­об­ре­тет этим слиш­ком мно­го вли­я­ния. В этом не сомне­вал­ся никто, осо­бен­но после того, как он взял в налож­ни­цы блуд­ни­цу, кото­рая сла­ви­лась сход­ством с Агрип­пи­ной; уве­ря­ют даже, буд­то разъ­ез­жая в носил­ках вме­сте с мате­рью, он пре­да­вал­ся с нею кро­во­сме­си­тель­ной похо­ти, о чем сви­де­тель­ство­ва­ли пят­на на одеж­де. А соб­ствен­ное тело он столь­ко раз отда­вал на раз­врат, что едва ли хоть один его член остал­ся неосквер­нен­ным. В довер­ше­ние он при­ду­мал новую поте­ху: в зве­ри­ной шку­ре он выска­ки­вал из клет­ки, набра­сы­вал­ся на при­вя­зан­ных к стол­бам голых муж­чин и жен­щин и, насы­тив дикую похоть, отда­вал­ся воль­но­от­пу­щен­ни­ку Дори­фо­ру: за это­го Дори­фо­ра он вышел замуж, как за него — Спор, кри­ча и вопя как наси­лу­е­мая девушка".

"Мать свою невзлю­бил он за то, что она сле­ди­ла и стро­го суди­ла его сло­ва и поступ­ки. Три раза он пытал­ся отра­вить ее, пока не понял, что она зара­нее при­ни­ма­ет про­ти­во­ядия. Тогда он устро­ил над ее посте­лью штуч­ный пото­лок, чтобы маши­ной высво­бо­дить его из пазов и обру­шить на спя­щую, но соучаст­ни­кам не уда­лось сохра­нить замы­сел в тайне. Тогда он выду­мал рас­па­да­ю­щий­ся корабль, чтобы погу­бить ее кру­ше­ни­ем или обва­лом каю­ты: при­твор­но сме­нив гнев на милость, он самым неж­ным пись­мом при­гла­сил ее в Байи, чтобы вме­сте отпразд­но­вать Квин­ква­т­рии, задер­жал ее здесь на пиру, а три­е­рар­хам отдал при­каз повре­дить ее либурн­скую гале­ру, буд­то бы при неча­ян­ном столк­но­ве­нии; и когда она собра­лась обрат­но в Бав­лы, он дал ей вме­сто повре­жден­но­го свой искус­но состро­ен­ный корабль, про­во­дил ее лас­ко­во и на про­ща­нье даже поце­ло­вал в грудь.  Оста­ток ночи он про­вел без сна, с вели­ким тре­пе­том ожи­дая исхо­да пред­при­я­тия. А когда он узнал, что все вышло ина­че, что она ускольз­ну­ла вплавь, и когда ее отпу­щен­ник Луций Агерм радост­но при­нес весть, что она жива и невре­ди­ма, тогда он, не в силах ниче­го при­ду­мать, велел неза­мет­но под­бро­сить Агер­му кин­жал, потом схва­тить его и свя­зать, как подо­слан­но­го убий­цу, а мать умерт­вить, как буд­то она, ули­чен­ная в пре­ступ­ле­нии, сама нало­жи­ла на себя руки. К это­му добав­ля­ют, ссы­ла­ясь на досто­вер­ные све­де­нья, еще более ужас­ные подроб­но­сти: буд­то бы он сам при­бе­жал посмот­реть на тело уби­той, ощу­пы­вал ее чле­ны, то похва­ли­вая их, то пору­ги­вая, захо­тел от это­го пить и тут же пьянствовал."

"За умерщ­вле­ни­ем мате­ри после­до­ва­ло убий­ство тет­ки. Ее он посе­тил, когда она лежа­ла, стра­дая запо­ром; ста­ру­ха погла­ди­ла, как обыч­но, пушок на его щеках и ска­за­ла лас­ко­во: «Уви­деть бы мне вот эту боро­ду остри­жен­ной, а там и поме­реть мож­но»; а он, обра­тясь к дру­зьям, насмеш­ли­во ска­зал, что остри­жет ее хоть сей­час, и велел вра­чам дать боль­ной сла­би­тель­но­го свы­ше меры. Она еще не скон­ча­лась, как он уже всту­пил в ее наслед­ство, скрыв заве­ща­ние, чтобы ниче­го не упу­стить из рук."

"Поис­ти­не нико­го из близ­ких не поща­дил он в сво­их пре­ступ­ле­ни­ях. Анто­нию, дочь Клав­дия, кото­рая после смер­ти Поппеи отка­за­лась вый­ти за него замуж, он каз­нил, обви­нив в под­го­тов­ке пере­во­ро­та. За ней после­до­ва­ли осталь­ные его род­ствен­ни­ки и свой­ствен­ни­ки: сре­ди них был и моло­дой Авл Плав­тий, кото­ро­го он перед каз­нью изна­си­ло­вал и ска­зал: «Пусть теперь моя мать при­дет поце­ло­вать мое­го пре­ем­ни­ка!»"

В свою очередь другой историк Тацит пишет: "И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. <...> Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады..."

Мой канал про историю СССРПерейти на t.me/USSResearch

Первый абзац текста дублируется два раза, исправьте, пожалуйста.