Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что в Древнем Риме употребление женщиной вина наказывалось смертной казнью?

ИсторияЕда, напитки и кулинария+4
Влад Заграй
  · 16,7 K
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  · 7 февр 2016  ·
dies_civilis

Старинные законы действительно предписывали римлянкам воздерживаться от вина. Дионисий Галикарнасский в своих «Римских древностях» (II, 25, 6 - 7) отмечает, что это установление принадлежит царю Ромулу, который, как гласит переданный Авлом Геллием анекдот, сам соблюдал умеренность в питье вина. Согласно тексту Дионисия, опьянение ставилось римлянами на одну доску с «телесным осквернением» (очевидно, преступлением против супружеской верности etc); в качестве судей в делах такого рода определялся муж и родичи. Сам Ромул выступал за наказание смертью. Более четкий и внятный источник - Полибий, - таких ужасов не сообщает, однако отмечает, что для римских женщин готовят особый сладкий напиток на основе изюма, так как употребление вина им запрещено. У него же добавляется интересная деталь: чтобы не дать женщине возможность пить вино скрытно, было придумано правило, согласно которому она должна была приветствовать своих родственников и родственников мужа (до детей двоюродных братьев и сестер включительно) поцелуем, - таким образом скрыть факт употребления вина было невозможно. Свидетельство Полибия, сохраненное Афинеем (X, 56, 440 e- f), кажется более достоверным; примечательно, что сама по себе задумка с приветственными поцелуями обнаруживает, что женщины, по-видимому, втайне позволяли себе иногда пить вино, и вряд ли уже в эпоху средней республики их наказывали за это смертью согласно архаичному и жестокому закону Ромула.

В этом смысле примечательно, что Катулл, прося наполнить ему фалерном чашу, ссылается на «повеление» председательствующей на попойке Постумии (Carm., 27). Примерами могут быть также и пьянствующие женщины из эпиграмм Марциала (Epigr., I, 87; XIV, 63/64) - словом, нравственные аспекты в римском обществе не были статичны, но развивались, менялись и весьма динамично.