ОЛАФУР ЭЛИАССОН
Пётр Петров
июнь 2017.
7220

Что такое модернизм, постмодернизм и метамодернизм, в чем их суть и чем они отличаются?

КультураФилософияИскусствоОбщество
Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
40
3 ответа
Поделиться

В этих понятиях, относительно друг друга, присутствует градация, так сказать, от простого — к сложному. Всё и начиналось довольно закономерно и просто. На рубеже 19-20 века мир сотрясали всевозможные исторические события: начиная от новых философических теорий, заканчивая кровопролитиными войнами. Обычный человек, оказавшийся в кутерьме всего этого для него нового и непонятного, был вынужден перестраивать своё мировоззрение и пересматривать взгляды. А по-скольку искусство является плодом человеческого духовного творчества, то именно оно "приняло на себя удар" этого самого нового видения мира: оно отличалось критикой в адрес всего старого, каноничного (однако возвращаясь к нему, черпая предметы сравнения и символы), хвалой и стремлением ко всему новому, желанием переосмыслить жизнь, найти в ней обновлённые ориентиры и вложить новый смысл в уже переосмысленные образы никому не примечательных раньше вещей. Если Вы когда-нибудь слышали такие понятия как: сюрреализм, импрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм - считайте, что Вы знакомы с темой. Такое вот искусство стало называться модернизмом (от лат. соверменный). По-сути, это всего лишь обобщение всех новых течений в культуре начала 20 века. Серебряный век русской поэзии - хороший пример такогого. 

С постмодернизмом было и есть всё намного сложнее. Зародился он во второй половине 20 века и длится (как некая эра), теоретически, до сих пор. Постмодернизм является не так искусством, как именно массовой культурой, к тому же, с философской подоплёкой. Она заключается в совершенной переработке уже не просто каких-нибудь сфер жизни общества и человеческого сознания , а уже всего человеческого бытия, "убив трёх слонов, державших мир". К слову, этими тремя слонами стали: Бог (догадайтесь, какой усатый немец его " убил"), автор (убийцем стал автор эссе "Смерть автора"(1967) Ролан Барт) и сам субъект с его свободой как таковой. Всё, что происходит сейчас в масмедиа - результат постмодернизма, не имеющего в этом мире границ и являющегося "разжёванным яблоком" для человека, с радостью его глотающего. Лучшие материалы о музыке на TheQuestion Подписывайтесь на сообщество TheQuestion | Музыка ВКТомми Кэш ответил на вопросы TheQuestionПравда ли, что клип Монеточки «Запорожец» вдохновлен экспериментом Илона Маска?Каково это — работать с Little Big?

 Хотя с первого взгляда кажется, что "модернизм" и "постмодернизм" понятия схожие и друг из друга самовытекающие - это не так. Чтобы лицезреть особо-яркие различие следует обратится к знаменитым сравнительно таблицам: особо примечательна таблица по Брайнику-Пассеку. Вот пример: 

1) Модернизм: "Мы - новое", вера в высокое искусство, господство духовного и чистого над материальным и низмененым, эпатажная элитарность, фактическое преемствование предшествующего искусства и искусство, как результат сложной творческой, духовной деятельности ;

2) Постмодернизм: "Мы - всё", главное - коммерческий успех, антиутопизм, деструкция, отказ от наследия всевозможных культурных парадигм, всё может называться искусством.

Ну и насчёт метамодернизма (пост-постмодернизма): установка, порицающая всякий сегодняшний "постмодернизм" и ищущая некого баланса между миром материальным и миром идей, однако признающее, что человек будет всегда колебаться в сторону того или иного учения и находиться на пути познания. Само течение, как и его манифест, было разработано в 2010-2011 голландскими философами. Вот сам манифест на русском, который разъяснит смысл течения лучше всяких иных обобщений: http://eroskosmos.org/metamodernist-manifesto/ . Также говоря о посто-постмодернизме именно в контексте современности, можно выделить следующие аспекты:

3) "Мы - альтернатива", действовать и колебаться для поисков истины,  равновесие между духовным и материальным и, в тоже время, постоянное движение между путями познание, долг прошлому , стремление к будущему

ИМХО: Если наше общество выйдет на путь принятия метамодернизма как основного вектора развития, то стоит надеяться на духовное и умственное перерождение тех масс, находящихся сейчас в свободном стагнировании в рамках стиснутых квартир. Истины Вам

Если очень коротко:

Модернизм: давайте сделаем мир лучше, нам надо расширять способы выражения!

Постмодернизм: ну ващет все уже сказано, мы можем только перебирать паззлы, человек умер мир умер остался один язык

Метамодернизм: слишком глупо верить в идеалы и быть честными, но невозможно постоянно иронизировать; теперешнее положение вещей таково, что мы находимся в состоянии маятника.  

Предыдущему комментатору: метамодернизм - это не практическая установка, а теоретическая посылка. Т.е. мы не хотим привести общество к такому состоянию, оно уже таково

С учётом тэгов, я полагаю, Вас больше интересуют эти направления в искусстве, нежели философии, но позволю себе подойти к вопросу с точки зрения философии, ведь из неё вышло впоследствии и направление постмодернизма в сферах искусства.

Тема весьма глубокая и для того, чтобы понять эти два течения полностью, нужно ознакомиться с работами множества различных философов. Я постараюсь дать некоторое общее представление о том, что же эти два философских течения собой представляют.

Итак, модернизм представляет собой течение, которое в своё время зародилось в трудах таких философов как Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, а также позже развивалось Джоном Локом (и другими). Модернизм сменил собой эпоху пред-модернизма, а именно времени, когда основные формы познания базировались на таких аспектах как вера в сверхъестественное и религия (по сути на слепой вере и отсутствием науки как основоположника познания). В эпоху модернизма основным способом познания реальности стали научные изыскания. Люди стали всё меньше опираться на то, что говорит религия и всё больше стараться изучать причинно-следственные связи в природе. Помимо этого, зародилось такое движение, как индивидуализм, то есть стали уходить от так называемого коллективизма больше к осознанию, что каждый человек, - это личность и у него есть индивидуальные потребности и мнения. Это закономерно привело к формированию таких направлений как классический либерализм, а позже и к экономической модели капитализма. Благодаря научному знанию стала развиваться медицина и инженерия, что в свою очередь привело к улучшению благосостояния общества и появлению технологий, благодаря которым мы сегодня можем рассуждать об этой теме на TheQuestion.

Модернизм расцвёл в эпоху Просвещения, когда мыслители, изобретатели и ученые (как я уже сказал чуть выше) начали развивать соответствующие направления. Благодаря модернизму (и тому, что он спровоцировал развитие упомянутых уже не раз направлений) люди начали жить лучше, чем когда-либо до этого. Да и богатство их росло. Я не говорю о том, что все сразу разбогатели и начали жить в лучших условиях, конечно же, но в общем и целом качество жизни несоразмерно выросло. Процесс, так сказать, запустили, а дальше он начал развиваться по восходящей.

Постмодернизм же отрекается от эпохи Просвещения как таковой. Причём представители этого направления атакуют фундаментальные основы модернизма, такие как науку, объективизм, здравый смысл, и индивидуализм. То есть всё то, на чём, собственно, держатся практически все современные цивилизованные общества.

Основоположниками постмодернизма являются такие философы как Дэвид Юм, Эммануил Кант (многие по ошибке называют его рационалистом, но это не совсем там), Георг Гегель. Позже к этой когорте присоединились и другие мыслители, включая таких как Жак Деррида и Мишель Фуко (современность). К последним двум современные постмодернисты питают особо тёплую любовь.

Постмодернизм извращает представление объективной реальности, противопоставляя здравому смыслу и рационализму (то бишь, что в мире существуют объективные истины и наше сознание или, если хотите, разум при помощи как раз-таки здравого смысла в состоянии не только их познать, но и объяснить) субъективизм, который говорит о том, что наше сознание не в состоянии правильно интерпретировать опыт и окружающую нас действительность и всячески отрицает объективные законы природы и общества. Индивидуализму он противопоставляет разделения на группы по признаку расы, пола, класса (привет Марксизм!) и так далее. Но самое главное, что он выступает против человеческих интересов, гармоничных отношений и взаимовыгодной кооперации, провоцируя конфликты на базе мелких человеческих отличий друг от друга (чуть выше я назвал некоторые из них), и пытается навязать людям идею о том, что их угнетают, притесняют и всячески унижают.

К сожалению, одним из ключевых аспектов постмодернистов является полнейшее отсутствие такого качества как «благодарность». Более того, ими движут чаще всего такие чувства как обида (на общество или его представителей), высокомерие и лживость. Эдакая злая троица.

Постмодернисты сегодня люто ненавидят западную культуру, общество и всё, что с этим связано (и всех, кто с ними в том или ином смысле не согласен). Жак Деррида в своё время описал западную культуру термином «фологоцентричная». Происходит слово от термина «фаллос», который, думаю, не нужно объяснять. Согласно ему, западная культура держится на мужских амбициях, носит характер притесняющего и корыстного общества. То есть мы возвращаемся опять же к идее о том, что людей угнетают, притесняют и унижают. Постмодернисты предпочитают игнорировать любые факты, свидетельствующие об обратном и не приемлют диалога. Они также не признают такую вещь, как логику, их аргументы нелогичны и вместо того, чтобы объяснить свою позицию, используя факты, они будут закидывать своих противников ярлыками и оскорблениями. Заметьте, что и в том и в другом случае корнями слов является «лог», который происходит от греческого слова «Логос», то есть основополагающие структуры нашего бытия, если хотите.

К сожалению, на сегодняшний день постмодернизм практически полностью доминирует на западе в таких областях как гуманитарные и социальные науки.

Если Вы желаете более полно осознать, что собой представляет постмодернизм как течение, советую Вам почитать такую книгу как «Explaining Postmodernism», которую написал Стивен Хикс. Там всё очень подробно объясняется. В расширенном издании, кстати говоря, есть раздел и про искусство и «вклад» в него таких людей как Фуко.

Ответить