Наталья Смирнова
февраль 2016.
2024

Что вы думаете про раздельное обучение девочек и мальчиков в школах? Вопрос вызвали статьи на мелфм, в частности http://mel.fm/2016/02/04/segregation

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
4 ответа
Поделиться

В данном случае я против. Из прочитанных мной статьях на Меле видно, что аргументы за раздельное обучение базируется на традиционолистской логике и стремление к контролю за телом. В этом контексте нельзя не упомянуть концепции М. Фуко и по сути школа на равне с тюрьмой, армией и психиатрической клиникой становится механизмом стандартизации человека. В современном мире это скорее попытка вернутся назад, чем приспособится к современным условиям. 

Можно вспомнить, что в СССР существовала практика раздельного обучения, которая в значительной степени обосновывалась похожими аргументами. Так в докладной записке, подготовленной Отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР» говорилось, что учебно-воспитательной работы требует учета особенностей физической природы и развития девушек, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка мальчиков и девочек к труду и практической деятельности. Авторы записки считали, что введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит «не всегда здоровые взаимоотношения» между противоположными полами. 

В 1950-х гг. в СССР развернулась острая дискуссия по вопросам раздельного обучения и в адрес советских газет приходило много писем о недостатках подобной системы. Подробнее можно прочитать в статье Г. Гончаровой. http://www.e-reading.club/chapter.php/1032101/20/Vremya,_vpered._Kulturnaya_politika_v_SSSR.html

Но одной из главных проблем, которую отмечали современники, был как раз гендерный вопрос порожденный раздельным обучением. Так позволю привести обширный фрагмент из книги Н. Лениной «Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР — оттепель»: "Специфика советского раздельного обучения почувствовалась сразу. Ученый и бард А.М. Городницкий писал: «Для нас, питомцев мужской школы, девочки были инопланетянами». Формы своих юношеских сексуальных практик он определял следующим образом: «Перебивались редкими поцелуями» (Городницкий 1999: 46, 47). Искусственное разделение мальчиков и девочек после совместного пребывания в детских садах, контактов в условиях коммунальных квартир и т.д. усугубляло естественный интерес к противоположному полу и придавало ему обостренный характер. И.А. Бродский вспоминал о своем школьном детстве: «Помню, во время урока кто-нибудь проползал под партами через весь класс к столу учительницы с единственной целью – заглянуть к ней под платье и выяснить, какого сегодня цвета на ней трико. По завершению экспедиции он драматическим шепотом возвещал классу: „Сиреневые“» (Бродский 1999: 22). Одновременно система обучения, при которой в женских школах точные науки преподавались на более низком уровне, порождала у молодых людей пренебрежительное отношение к представительницам слабого пола. Литератор-шестидесятник А.Г. Найман писал о своей школьной жизни: «Действительность – вся, а не только школьная – оказывалась мужской. Женский пол был исключительно функционален… они [женщины] выглядели скорее частью пейзажа, как окна домов, или трамваи, или кустарник в сквере. Людьми, публикой, той жизнью вокруг, которая всем видна без специального вглядывания, были мужчины» (Найман 1999: 42). В мужских школах царил культ силы, драк, притеснения слабых и т.д. Эта обстановка удручающим образом воздействовала на учеников с ранимой душой. Искусствовед М.Ю. Герман вспоминал: «Школу я ненавидел и боялся ее. <…> В школе много дрались. Кулаками, портфелями; счастливые владельцы настоящих кожаных офицерских планшетов дрались особенно больно. <…> Обстановка отчасти напоминала уголовную. <…> Нравы были, как в бурсе» (Герман 2000: 140–141). Известный педагог В.Г. Бейлинсон, вынужденный преподавать в условиях сегрегации советских школ, писал позднее: «Раздельное обучение противоестественно. Не могут целые поколения взращиваться в искусственной среде. Это обнаружили передовые люди, честные журналисты и писатели еще в дореволюционное время. Но тогда в России этот губительный порок официальной образовательной системы имел несколько сильных компенсаторов. Прежде всего, многодетные семьи и традиции активного общения с родственниками. В 1943 г., когда Сталин ввел раздельное обучение, этих компенсаторов уже не было. В стране 80 % неполных семей, в которых тянут одного ребенка или двух вдовы, матери-одиночки, бабушки, а то и тетки. <…> …изменился и педагогический состав школ. Нормой стало – в мужских школах учителя и администраторы мужчины, в женских – женщины. <…> Так возникли школы-уроды. В мужских школах господствовал культ физической силы, со всеми его повадками и скотскими нравами. А в женских – лицемерие, групповщина и склочничество с болезненно повышенной сексуальной озабоченностью и среди учителей» (Бейлинсон 2008: 463–464)."

Исходя из этого исторического опыта можно сказать, что школа не только дает определенные знания умения и навыки, но и вырабатывает навыки социализации, в том числе и межполового общения.

Александр Фокинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
23
-1
Прокомментировать

В либертарных школах такого разделения не бывает в принципе. Есть женщины, которые проецируют на маленьких девочек свои проблемы, утверждая, что им лучше дистанцироваться от мальчиков, но школа — не шелтер, куда может прийти зрелая женщина, пострадавшая от мужчин настолько, что ей не хочется их видеть. 

Мальчики и так en masse плохо понимают девочек и мифологизируют их, а раздельное обучение усилит барьеры.

23
-6
Прокомментировать

В школах разделение классов по полу - это абсурдное решение. Если их всегда отделять друг от друга (девочек и мальчиков) то они могут и вырасти отдалёнными и ничего хорошего из этого не выйдет.

0
-1
Прокомментировать

Мне кажется это правильно. Раньше это было традицией и правилом, а сейчас стало редким исключением из правил. Дело в том, что при однополом обучении внимание сконцентрировано на учёбу, а не на представителя противоположенного пола. Также такое обучение вызывает как бы интерес в отношении парень-девушка/девушка-парень. То есть гомофобы могут быть спокойны за своих чад они будут воспитаны как надо и будут встречаться с противоположенным полом. Ещё плюс в таком обучении - это возможность введения "особо профильных" предметов т.е. тот же мужской или женский этикет (хотя бы основные правила поведения девушки и парня, преподаваемые именно по гендеру), основы семейного воспитания (как и что должно быть в семье и т.д.). Ну и по сути такое образование будет крайне различно с ноне существующим. 

З.Ы. и да, я больше за введение подобного образования 50/50 т.е. школы со смешанными классами и только однополые.

5
-30
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью