Olga Kren
октябрь 2017.
247

Чем можно объяснить непопулярность французских импрессионистов в первые десятилетия их существования по сравнению с английскими прерафаэлитами?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Для того, чтобы как следует разобраться в этом вопросе, мы должны для себя уточнить два аспекта: как было принято писать картины в французском обществе того времени и что же такое изображали у себя на полотнах импрессионисты.

Первый аспект. В академическом искусстве того времени было разделение на высшие и низшие жанры. К высшим относили изображения, связанные с мифологией, с библейскими сюжетами, с славными событиями прошлого. Требования к таким картинам также были жесткими: единство времени, места, пространства, общий, философский замысел, гладкая манера письма. Формат работ был довольно-таки внушающим - огромные полотна на всю стену. Именно такие полотна выставлялись в Салоне, именно такие полотна приходили смотреть почтенные граждане вместе со своими супругами и проникаться духом величия.О событиях современности в русле высокого жанра было не очень принято говорить - это считалось признаком не очень хорошего тона и не было востребовано консервативным, как точно было отмечено в ответе выше, обществом.  В свою же очередь,  Картины, посвященные аспектам повседневности, относились к низким жанрам  и также имели место быть, однако формат у них был небольшой, никакой грандиозности в их работах не было. О событиях современности в русле высокого жанра было не очень принято говорить - это считалось признаком не очень хорошего тона и не было востребовано консервативным, как точно было отмечено в ответе выше, обществом. 

Однако постепенно дух бунтарства, дух изменений закрадывается и в долгий 19 век, и у нас появляются такие бунтовщики, как импрессионисты. Они бросили вызов салонно-академическому искусству, загорелись идеей показать зрителям салонов современный мир, что и начали выполнять. Их картины, как правило, больших размеров, их действующие лица - реальные люди, живые современники, которые глядят с полотна на зрителей. 

Камешком, с которого начался камнепад, послужила картина Мане "Олимпия". Вроде бы, мы с первого взгляда ничего особо и не видим. Однако здесь изображена не просто девушка. Здесь изображена проститутка, которая не обнажена - мы видим у нее ленточку на ноге. Она не является простым написанным объектом - она живой человек, ее подбородок поднят вверх, она смотрит на нас. Судя по смятой кровати, от нее не так давно ушел клиент и она приводит себя в порядок перед следующим. А теперь представьте себе выражения лиц почтенных французских граждан, которые пришли в салон вместе с супругой посмотреть на привычную академическую живопись, а увидели - девушку, которую можно купить,девушку, которая вызывающе и без стесения смотрит прямо на них, девушку, образ которой невероятно сильно пропитан реальностью. Естественно, негодование - это самое малое из возможных реакций, которые могли появиться у современников. 

В целом, хоть я и не профессиональный художник или искуствовед, я интересовалась этой темой. Рекомендую вам посмотреть видеолекции Ильи Доронченкова в курсе Арзамас или в проекте "Правила жизни". 

Предполагаю, что всему виной консерватизм французского общества того времени. Мы не должны забывать, что в начале импрессионисты выставляли свои работы во Франции, где в лучшем случае продавали пару работ. Лишь через несколько лет они появляются на американском рынке и становятся популярны.

Ответить