Приучить людей можно практически к чему угодно. Главное, приучать долго и последовательно. Основной принцип такой "социальной дрессировки" прост: если хочешь, чтобы правило выполняли, сделай так, чтобы у людей было ощущение, будто оно уже выполняется большинством. Психология общества устроена так, что каждый отдельный его индивидуум (за редким исключением) живет с оглядкой на окружающих. Таким образом формируются общественные устои и нормы: причем это характерно как для больших обществ, вроде жителей одного города или даже жителей одной страны, так и для маленьких субкультур - например, рабочего коллектива. Никто вокруг не курит, - значит, курить не принято, так что, пожалуй, я не буду. Никто не платит налоги: о, значит, можно, так что и я поэкономлю. В офисе никто обедать не ходит, принято заказывать пиццу, ну и я, пожалуй, сегодня выберу "Гавайскую".
Это правило работает практически в любой сфере. Так и с мусором: если вокруг грязно, то все будут сорить и дальше. Если исправно мусор убирать, то люди будут мусорить все меньше. Существует даже такая теория - называется Теория разбитых окон. В доме разбили окно. Если стекло не заменят на целое и не приведут дом в порядок, то через очень непродолжительное время в доме не останется ни одного целого стекла. Хулиганы увидят, что можно, и ничто их не остановит дальше. Если же стекло сразу заменят, вероятность рецидива снижается более, чем на 70%.
Так что убирайте за собой. А лучше и за другими тоже.
Ввести плату за возможность мусорить - 5000 евро для физических лиц. 50% от этой суммы отдавать тому, кто поймает нарушителя. С такой мотивацией найдётся уйма желающих заработать на нарушителях.
Все идёт из семьи от родителей.
Все намного проще - поставить урны каждые 5-10 метров. Основная причина мусора на улицах не в некультурии, а в банальном неудобстве поиска близлежащей урны. Если урна по пути и рядом - мусор непременно отправится именно в нее, но если она только через 100 метров или она не попадает на траекторию движения человека - мусор естественно отправляется под ноги.