В текущих реалиях оптимальным способом привлечения инвестиций в стартап для молодой начинающей команды представляется участие в бесплатных бизнес-инкубаторах, например, в бизнес-инкубаторе НИУ-ВШЭ (входит в топ-10 мировых бизнес-инкубаторов при университетах). В результате прохождения программы акселерации стартап получает экспертную поддержку по доработке технической стороны проекта, налаживанию продаж, нахождению потенциальных бизнес-партнеров и привлечению инвестиций в конечном итоге.
Если же вы считаете, что внешних советов по доработке вашему проекту не требуется, старайтесь инвестировать в свой проект как можно больше собственных ресурсов (временных и денежных) и не спешите с привлечением внешних инвестиций. Если вы действительно создаете достойный продукт, на последующих стадиях развития уже через год-два вас оценят в разы выше.
Когда ваш проект дойдет до того момента, когда собственного энтузиазма и ресурсов недостаточно для необходимого роста, есть смысл привлечь сторонние инвестиции. В идеале, найдите "бизнес-ангела" – инвестора, с которым вам будет комфортно работать. Другой вариант – венчурный фонд, но будьте готовы к существенному вмешательству в операционную деятельность, так что выбирайте фонд согласно вашим приоритетам не только по объемам инвестиций, но и по стилю работы.
Если говорить о технической стороне вопроса эффективного привлечения инвестиций, здесь все довольно очевидно:
1) Необходимо продемонстрировать инвестору высокий уровень компетенции вашей команды и опыт в аналогичных проектах. Это самый важный критерий при отборе стартапа на ранней стадии. Какая бы прорывная идея у вас ни была бы, если вы неграмотный специалист – проект обречен. И напротив, если у вас собрана сильная команда, даже проект с серьезными недоработками имеет шансы на успех. Особенно это правило важно на ранних стадиях развития проекта, когда доработки неизбежны.
2) Нужно а) четко и продуманно б) уверенно и красиво преподнести бизнес-план инвестору и заранее подготовить ответы на все возможные вопросы (в помощь – сотни видео в интернете по презентации стартапов и интервью с бизнес-ангелами, предпринимателями, фондами).
И самое главное, посещайте как можно больше конференций, бизнес-форумов, стартап-акселераторов и других тематических мероприятий. Эффективный нетворкинг позволит вам найти партнеров, клиентов и инвесторов.