Tania Chertopolohova
30 июня 23:40.
13285

Если буддизм говорит, что времени нет, значит ли это, что, например, я могу после смерти переродиться в древнего грека, а то и в своего одноклассника?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
36
14 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Cитуация несколько сложнее, потому что "вас" в буддизме тоже нет. Мы часто представляем себе реинкарнацию на христианский манер: есть смертное тело, есть бессмертная душа, после смерти тела душа попадает в другое тело и так до бесконечности. Но в буддизме всё иначе, так как там любой объект, человек, животное, камень и так далее - это просто поток частиц-дхарм, которые постоянно смешиваются друг с другом, никогда не останавливаясь. Единственная стабильность - это отсутствие стабильности. Так что, с одной стороны, переродится в виде вашего одноклассника вы не можете, так как "вы" будете уже не "вами" через час после того, как задали этот вопрос, не то, что после смерти. Но если смотреть на вопрос с практической точки зрения - может ли ваш одноклассник, достигнув Нирваны, вспомнить среди своих перерождений не только прошлые, но и будущие, и Вас и какого-то древнего грека, то ответ - да, может, в силу того, что Будда находится вне времени, и его сознание "разворачивается" во все стороны, позволяя в равной степени видеть и прошлое и будущее и настоящее. Но к этому моменту парадоксальность ситуации его волновать уже не будет.

184
Прокомментировать

Буддизм не говорит, что времени нет. Буддизм говорит, что есть два состояния ума. В состоянии нирваны ум не подчинен законам причин и следствий и поэтому времени для него нет. В состоянии сансары ум подчиняется закону причин-следствий, закону времени. Ваши предыдущие рождения и ваши действия в тех жизнях являются причиной ваших последующих рождений, поэтому переродиться в прошлом невозможно.

21
Прокомментировать

1. В буддийском учении нет такого заявления, что "времени нет".

2. В буддийском учении нет "перерождений", как этому учат различные ведические и "эзотерические" философии.

3. Есть воспринимаемая последовательность событий, которую мы назваем "временем". Есть опыт, который мы считаем "своим".

Вы имеете дело только со своими воспоминаниями в этой жизни. Все остальное для вас - домыслы, выдумки. Личность умирает и не возвращается.

Последствия ваших действий относятся к будущему. Явления, которые будут сгенерированы вашими действиями, относятся к будущему. Некая будущая личность, чей-то ребенок, в которой появится самотождествление "это я", возможно психологически поймает последствия ваших дел. Это не будет "Леонид", точно, природа не рождает одного человека дважды :)

Mikhail Seleznevотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
10

Вы считаете, что 547 джатак, историй про перевоплощения Будды, многие из которых входят в Суттапитаку Палийского канона, к буддийскому учению отношения не имеют?

0
Ответить

Имеют, конечно. Во-первых, нужно их читать не в парадигме индустского понимания, в котором к сожалению понимаю их даже многие "буддисты".

Никакая личность не перерождается, ни цельная, ни составная. Есть только динамика процесса, причины и следствия. "Перерождается", а верней не прекращается динамика, с которой происходит "отождествление через цепляние" у рожденной личности.

Каммические процессы безличны, и только заблуждение и привязанность делают человека "наследником" прошлого действия.

+2
Ответить

Я согласен, индуистское понимание кардинально отличается, но "перерождения" в буддийском учении всё же есть. Пусть перевоплощения потока ума или постоянно изменяющейся каждое мгновение личности. Без этой части системы всё понятие кармы теряет логику.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Школа, которая следует такому пониманию, (мол, есть, поток составляющий условную личность) называлась пудгалавада, возможно оно существует и сейчас, растворившись в иных школах среди последователей )), ее утверждения тоже базировались на словах будды, безусловно, та такой интерпретации слов будды. Но в других школах (возможно в ваджраяне есть исключения, не знаю) абсолютно точно никогда не утверждают персонифицированного потока и так далее. Это прочтение через привычные очки индо-греческой традиции.

Нигде будда не говорит, что личность персонажа из прошлого СТАЛА буддой, в любом случае если найдете палийский оригинал (или санскритский) - буду благодарен.

А то, что я был тем и тем, не тождественно, что Тот стал мной. Последствия каммы нигде не связываются с перерождением ПЕРСОНЫ в новую жизнь. Ты лишь ловишь шарик, брошеный Васей 50 лет назад, и это не значит, что Вася стал тобой. Выход из этой иллюзии, что ты есть тот вася, и есть путь прекращаения страдания. Именно разбитию этой иллюзии отождествления будда посвятил жизнь, а утверждение, что есть некая условнопоточная личность перерождающаяся - абсолютно противоположное учение )

+1
Ответить

Я не знаю как еще сильнее обобщить понятие личности, чтобы показать, что я не имею в виду атман, в понимании индуизма или пудгалавады. Поток ума, постоянно изменяющийся, переносчик кармических последствий из воплощения в воплощение.

Будда не говорит что кто-то стал буддой, потому что буддой нельзя стать. Все являются буддами в потенциальном состоянии. Можно найти цитаты в тексте про свойственную всем природу будды. Можно только раскрыть это свойство, но не приобрести его.

По поводу отношения будды к иллюзии атмана, неправильно понимать его однобоко. Атман и анатман — это крайние позиции мышления. Они не соответствуют срединному пути. И атман, и анатман — ни реальны, ни нереальны. То есть, неправильно говорить, что личность не существует никогда, правильно говорить, что личность не существует постоянно. Неправильно заменять иллюзию постоянного атмана иллюзией постоянного анатмана.

+2
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 11 ответов
Ответить