The Question
9 июля 01:31.
3174

Почему институт брака в РФ сейчас переживает плохой период, и семьи распадаются?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Человек хочет жить в хорошем браке, а не с кем попало. Ни мужчины, ни женщины не хотят больше жить в браке, в котором им не комфортно. У человека выросли притязания к качеству брака. Это не значит, что разводы надо приветствовать, но и не нужно ситуацию драматизировать.

В Советском Союзе тоже был высокий процент разводов. Распадается примерно 25% семей. В США – почти 40%. В Европе меньше, но зато там широко распространено добрачное партнерство, когда люди живут одной семьей, но официально брак не регистрируют. И если такие семьи распадаются, они в статистику не попадают.

17
Прокомментировать

Про кризис института семьи в постиндустриальном обществе подробно писал Элфин Тоффлер, just google it. Но попробую своими словами.

▶️ Семья перестала иметь решающее значение с точки зрения социального статуса, плюс ощутимо повысился индивидуальный уровень жизни. Страна пережила секс-революцию в ранней фазе (которая ещё не окончена, но всё-таки) и получила открытую эпоху добрачной сексуальности. Институт брака стал формальностью, необходимой лишь с точки зрения некоторых правовых аспектов, и то очень дискуссионно.

Для стабильного секса брак не нужен. И слава богу. И фармацевтической индустрии с развитой контрацепцией тоже слава.

Для ведения хозяйства, по большому счёту, тоже. Варить борщи и жарить котлеты мужчина в состоянии самостоятельно, мыть посуду, убираться — тоже. Для починки сантехники и бытовой электроники лучше обращаться к компетентным специалистам (и даже специалисткам). При желании вопрос “мужских” или “женских” обязанностей в городской среде решаемый за исключением очень специфических случаев, и то...

Растить детей при удачном раскладе, в свою очередь, можно и в одиночку. Даже в России с её скромными социальными гарантиями (без учёта материнского капитала за второго и последующего ребёнка).

Ребёнок, рождённый вне брака, уже не называется бастардом (выбл...дком). Существуют и суррогатные матери, и банки спермы. Можно быть чайлдфри. Жить стало несравнимо проще, чем 100 лет назад.
◀️ Тем не менее официальная пропаганда и массовая культура последних лет настаивают на консервативных ценностях. Брак по-прежему считается не то что социальным лифтом, но неким индикатором гендерной полноценности человека*, а через медиа и массовую культуру поддерживается (и даже усугубляется порой) искусственное разделение по гендерному признаку на “мужской” и “женский” миры с соответствующим комплектом социальных функций, как будто мужчины не умеют готовить и возиться с детьми, а женщины — делать карьеру и самореализоваться в науке, спорте и иных сферах. Реклама гендерно таргетированна: с ребёнком и на кухне — “мама”, за покупками или в путешествие на машине — с “папой” за рулём (хотя женщины спокойно обучаются вместе с мужчинами на водительских курсах).

Россиян и россиянок топорно призывают выполнять демографический долг, стигматизируя как людей одиноких, так и разведённых женщин. Иногда доходит до эйджизма и апелляции к возрасту человека. Надо замуж, часики тикают...

Модель порочная далеко не из-за того, что рожать плохо и традиционные гендерные роли тоже якобы плохи априори. Нет.

Просто мир изменился. Семья должна строиться на принципах равноправного партнёрства и быть добровольным выбором свободных людей, как и деторождение.

Однако и пропаганда с общественным мнением, и массовая культура практически не замечают равноправия полов.

Зато М и Ж подводят к браку с завышенными ожиданиями. Оба пола хотят сказки и ждут некоего чуда. Несмотря на развитие технологий, прогресса и уровня жизни вообще.

У нас принято вдохновляться прошлым, а не будущим. Как говаривал классик, сегодня смотреть в завтрашний день могут не все.

* Симптоматично, что даже безобидное слово “сожительство” получило пренебрежительный оттенок и заменилось в обиходе на “гражданский брак”, что не совсем правильно, ибо раньше гражданским браком называли обычную регистрацию ячейки общества без венчания в церкви.
➡️ На практике лубочная картина крепкой семьи не работает или быстро даёт сбой. Потому что люди и обнаруживают, что до брака было веселее, и не рады невесть откуда свалившейся новой гиперответственности за супруга или супругу, и отлынивают от обязанностей, и по старой русской традиции бросаются в крайности.

К равноправию и партнёрству, самодостаточности и автономности они не очень-то готовы в том смысле, что абсолютно не знают, как это совмещать в браке и какие плюсы это даёт.

А ожидания от брака не подтверждаются.

Также сожительство фактически оказывается более выгодным в том, что касается распределения ответственности, ибо в крайнем случае можно разойтись по-тихому, без суда и дележа “совместного нажитого” (включая все перегибы и лакуны в Семейном кодексе).

Отношение к браку стало более легкомысленным, но это даже хорошо: неудачные союзы распадаются без гигантских репутационных последствий. В некоторых кругах “разведёнкой” быть стыдно, тем не менее в других кругах в паспорт женщине уже не смотрят.

Владимир Бородинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
Прокомментировать

Некогда уровень развития общества предполагал выживание и воспитание детей только в семье, в общине. Современный житель города может прокормить и обеспечить себя сам, вне зависимости от пола, прожив всю жизнь в одиночестве, либо вступая в отношения не предполагающие наложение установленных законом (!) обязанностей (ч.3 ст.37 СК РФ): "взаимопомощи и взаимоуважения между супругами, содействия благополучию и укреплению семьи, заботы о благосостоянии и развитии своих детей".

Единственным смыслом официального брака в современном обществе (кроме соблюдения традиции) остаётся аккумулирование личного имущества мужа и жены, либо имущества семьи (клана) мужа и семьи (клана) жены с последующей передачей фамильных активов наследникам.

Данный тезис объясняет принципиальность западных правительств в деле разрешения гей-браков: цель - оживить и запустить в оборот огромные массы частного имущества, накопленные веками в состоятельных семьях. Также становится понятно, почему среди наследники огромных состояний в большинстве случаев не называют себя, геем, радикальной феминисткой или чайлдфри, а вполне патриархально вступают в брак с представителями «хороших семейств».

-2
Прокомментировать
Ответить