Возможно ли общество без религии?

2980
4
0
17 февраля
17:59
июнь
2015

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, какое определение религии используется. Эрих Фромм хорошо писал по этому поводу:

"Помехой любому обсуждению религии являются терминологические неясности. Хотя мы и знаем, что кроме монотеистических существовало и существует множество других религий, но все же связываем религию с системой, помещающей в центр бога и сверхъестественные силы; мы склонны считать монотеистическую религию мерилом для понимания и оценки всех других религий. И тогда мы задаем себе вопрос: а можно ли религии без бога, такие, как буддизм, даосизм или конфуцианство, вообще называть религиями? Такие светские системы, как современный авторитаризм, вовсе не называют религиями, хотя с психологической точки зрения они вполне того заслуживают. У нас просто нет слова для обозначения религии - в качестве общечеловеческого феномена, - которое бы не вызывало какой-нибудь ассоциации с тем или другим конкретным типом религии. Ввиду отсутствия такого слова я буду употреблять в дальнейшем термин "религия"; но хотелось бы пояснить с самого начала, что под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения".

В этом, психологическом, смысле общества без религии не существует просто потому, что потребности, для удовлетворения которых она появляется, универсальны. Если в каком-то государстве "религия" уничтожается или не приветствуется, то она быстро заменяется суррогатами: "культом Разума" после Великой французской революции, марксистской идеологией в СССР и т.п. Причём все эти суррогаты в течение достаточно короткого времени обретают признаки вполне традиционных религий: святых, священные писания, места поклонения и т.д.

Если же мы дадим более узкое определение религии, например, привяжем религиозность к вере в Бога/богов, то в этом смысле общества без религии, конечно, существуют.

Станислав ПанинОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
30
0
февраль
2015

Ответить однозначно на этот вопрос было бы неправильно. Религия не столь осязаемая вещь, как вода или пища. Нужно понимать, не столько что это такое, а чем определяется зависимость человека от религии.

Один из аргументов, объясняющих тягу человека к религиозности, был озвучен таким ученым, как С. Дж. Ф. Брендон. В книге «Человек и его судьба в свете великих религий» он предположил, что религия возникает в результате обнаружения человеком факта собственной смертности. Если говорить более глобально, то потребность человека в религии обусловливается тем, что человек чувствует свою конечность, ограниченность своей связи с бытием. Слишком много непредсказуемых внешних факторов, воздействующих на жизнь, отсюда и неуверенность человека в собственных возможностях. В периоды усиления социальной напряженности и неопределенности нетрудно проследить всплеск интереса к религии, и этот интерес скорее не миметический, а самостоятельный. На Западе есть множество прекрасных католических храмов, которые не слишком заполнены. Это можно объяснять не столько уровнем жизни, сколько большей степенью просчитанности жизни, чем в странах третьего мира или странах с переходной экономикой. В странах последней группы в особенности мы часто можем наблюдать возвращение религии в общественную сферу, то есть постсекуляризм, в то время как на Западе отрегулированность, наличие налаженных общественных институтов закрывют собой множество рисков неопределенности, и мы видим там меньший спрос, по крайней мере на ту религиозность, которая ориентирована на обряд.

Если смотреть с такой точки зрения, то потребность в религии вряд ли когда-нибудь отпадет, поскольку жизнь не может быть до конца просчитана. Правда, и религиозность могут предстать в иной форме, как это было в начале XX века, когда человек был окрылен безграничной верой в науку, предполагая, что наука вскоре объяснит все тайны бытия и подарит бессмертие. Эти идеи не исчезли и сейчас. Для человека важен не столько поиск каких-то сверхсущностей, сколько самотрансцендирование, то есть тот или иной выход за рамки собственных ограниченных возможностей.

Кстати, пример трансгуманизма по-своему тоже демонстрирует попытку решить проблему преодоления собственной ограниченности своими руками. Это не решение проблемы полностью, но это движение в сторону ее решения, во многом индуцированное, если можно так сказать, религиозным инстинктом. Кроме описанного психологического основания есть еще один важный момент. Религия кроме стандартно известных функций, которые необязательно напоминать, является, по выражению Анри Бергсона, защитной реакцией природы против разлагающей человека силы интеллекта, против отравляющего воздействия рацио на восприятие жизни, ставящего все под сомнение и под скальпель относительности.

Детерминированность и просчитанность жизни, как ни странно, тоже оказываются проблемой, но с другого конца: эмоциональный голод, который возникает в развитых инфраструктурах, должен чем-то компенсироваться. Даже в условиях высокой просчитанности сказать, что человек более счастлив, трудно. Отсюда трудно представить общество без религии. Жизнь человека в информационно-технической среде будет создавать другую форму религиозности, но сама по себе религия вряд ли исчезнет.

16
0
ноябрь
2015

Для меня кажется странным, что предыдущие ораторы накрепко связывают религию с духовностью вообще. Это настолько разные вещи, особенно что касается простого обывателя, который верит во что-то по инерции, потому что это передалось ему "в наследство" от семьи в процессе социализации. Мне тяжело судить о всех религиях в принципе, поэтому рассуждать я могу исключительно о христианстве и приводить примеры на нем основанные.

Мне представляется религия, как готовый набор ответов на те экзистенциальные вопросы, что человек должен задавать себе в течение жизни. Делается это именно для того, как уже отметили ранее, чтобы избавиться от чувства неопределенности. Но если учесть, что именно это состояние и дает личности развитие и осознанность собственной жизни, то это становится невыгодным. Тут уже вопрос не в том, сможет ли обходиться без религии общество, сколько - сможет ли без нее обходиться государство.

Что касается духовности, я думаю, вряд ли она присутствует в людях, которым мораль указывает бесконечные загробные расправа и наслаждение. Стоит наконец отвлечь людей от трепетания перед всевышним и обратить их взоры друг на друга - вот где будет духовность. Чтобы выжить, общество должно перевести внимание с воображаемых друзей на себя само.

Честно говоря, после происшествия последних событий в мире, я не понимаю, как можно еще утверждать необходимость религии. Она висит огромным доисторическим камнем на шее общества, что отчаянно пытается двигаться вперед.

4
1
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта