Ответить
Мурат Бакеев
май 2015.
1694

Каким образом концепция материализма может объяснить феномен уникальности, конкретности личностного бытия и личностного опыта?

ФилософияНаука
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
10
2 ответа
Поделиться

Материализм - учение утверждающие, что материя первична и феномен сознания (духа, души) - это лишь следствие материальных процессов, или говорят - сознание вторично.

Идеализм предполагает противоположное - дух представляет (мыслит) внутри себя все что угодно, в том числе и материю и отдельные личностные опыты и проч.

По моему мнению и та и другая теории способны объяснить уникальность личностного опыта. Ибо идеализм (и субъективный и объективный) позволяет изобретать любые сущности используя главный феномен - Бога. Общая схема выглядит так: Бог подумал о вещи - вещь и появилась тут же. И тут можно объяснять, что угодно и тут же опровергать свои объяснения - добро пожаловать в схоластику.

Что же касается материализма, то он отрезвляюще скуден в своем арсенале - есть только материя и только материальные процессы идущие вне зависимости от того живет кто-то или нет. Стало быть "Я" это материя и материальные процессы. Можно сравнить феномен нашего сознания с атмосферным циклоном, спутниковые фотографии которых мы сейчас можем рассматривать. В какой-то момент циклона (допустим это Катрина августа 2005 года) не существует, затем наступает фаза его зарождения и вот через некоторое время спустя мы можем говорить с уверенностью - циклон над Атлантикой, его координаты такие-то. Причем, по меркам человеческого тела, у этого циклона не будет четких границ, нельзя будет сказать - вот линия, где существование циклона заканчивается (и во времени также не будет точки рождения). Тем не менее, будут точки в пространстве и времени, в которых можно будет с уверенностью говорить о том, что тут циклон существет, это его "тело". А будут точки (ну например поверхность Луны, или где-то в Индийском океане, где точно можно сказать, что этого циклона нет. "Смерть" этого циклона так же будет постепенной, и в скором времени он полностью раствориться в атмосфере.И можно будет сказать - что в октябре 2005 года Катрины уже нет. Равно как и в апреле 2005 еще нет.

Прежде всего можно задать вопрос - а этот циклон-то существовал (существует) вообще? Раз нет границ, значит может и нет циклона, а просто есть ветер и температура воздуха, есть электростатические поля порождающие необычно много молний в этом месте, есть клубы пыли и даже летающие предметы внутри этого явления... а самого явления нет! То есть, вот так вот - просто, тут все стало другим, и скорость ветра и давление, и даже причины есть какие-то... то тут, то там... а самого циклона нет! Разложить все на части и попробовать не замечать целого. Так конечно можно себя повести, но если нам потребуется что-то описать в области этого циклона, а тем более что-то делать (например управлять жизнью населенного пункта, строить дороги, сеять и собирать хлеб), то мы будем вынуждены указывать на это явление тем или иным способом, предупреждать об опасности приближения, ликвидировать последствия, выделять на это финансирование. Мы можем дать ему имя, можем придумать множество эвфимизмов или условных знаков... но так или иначе нам придется этот циклон как-то обозначать. Теперь возникает вопрос - если мы не можем избавиться от необходимости указывать на ЭТО, может оно все-таки существует? Если продолжать отвечать нет, то добро пожаловать в демагогию - только там можно сказать:" мне что-то мешает, но этого нет ибо...и дальше все зависит от вашей фантазии".

Если же мы признаем, что явление существует, и можем указать его временные и пространственные координаты - то вот вам надежный идентификатор уникальности этого явления.

Наше сознание, подобно циклону - оно не является набором каких-то отдельных клеток или процессов растворения глюкозы... это единый сложный процесс, который зарождается постепенно, затем какое-то время живет и так же постепенно исчезает... и это больше никогда не повторится, так же как не повторится ураган Катрина августа 2005 года.

Всякая материальная вещь (хоть молекула, хоть человек) уникальна хотя бы в силу того, что занимает определенное место, отличное от мест других вещей. Соответственно, всякий "опыт" этой уникальной вещи столь же уникален, сколь и его носитель. С конкретностью – аналогично.