Павелин Олег
сентябрь 2015.
2173

Почему все однокашники Пушкина писали стихи — хорошие, плохие, но в рифму — а сейчас поэтов мало; это дар или навык, который больше не преподают?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
6 ответов
Поделиться

Это не так: был у Пушкина

одноклассник по имени Вася Гомер.

Он писал без рифмы, подражал

античной поэзии. Именно

Вася Гомер написал "Сказку о

рыбаке и рыбке" - элегию

об экзистенциальном

неврозе. Пушкин присвоил ее

и выдал за свою, совершив акт

художественной апроприации:

характерно для классика.

Как мы знаем, эта упадочная

нерифмованная вещь послужила

основой логотерапии Виктора Франкла.

А Вася Гомер был зверски убит на

чердаке Царскосельского лицея.

Богатые папики замяли дело.

Одноклассники Пушкина

больше не рыпались, писали в рифму,

основали сайт "Одноклассники.ру": оплот

современной рифмованной поэзии.

А на могиле Пушкина написали:

"Был Саня самых честных правил.

И, перед тем как занемог,

он в рифму всех писать заставил.

И лучше выдумать не мог."

Видимо, корень бед современных связан с падением уровня рифмы. Глагольная, чередующаяся (A-B-A-B), разумный минимум слов в строке, простой четырехстрочный куплет, редкий разрыв предложения по строкам. Про вариативные строфы тактично умолчу. Да и рифма, по моему скромному разумению, должна заходить на два слога с конца, притом если они совпадают полностью, то это высший пилотаж. Плюс нужна мелодика, совпадение по динамике слов, признаки паронимии или омофонии. «Купорос ― папирос»: неидеально, но весьма на уровне, вместо «купорос ― паровоз» (средне, но сгодится) или вообще «купорос ― поролон». Рифму дозволяется упрощать в отдельных случаях, поскольку и классики русской поэзии за этой халтуркой замечены. Но когда в произведении нет драматургии, сознание не может заполнить сцену образами, придуманными автором, то игра воображения уступает место буквальному разбору текста: на предмет стихотворной работы с языком.

Не уверен, что поэтов сейчас мало в принципе. Скорее, мало имен, мало пронзительной лирики и концептуально единых текстов.

Пользователю можно написать личное сообщение вBadoo

Учебная программа + общественные нормы. Ровно в то же время была мода на альбомы, в которых гости оставляли дружеские шаржи, и поэтому среди знати рисовать на уровне этого самого шаржа умели очень многие. В Грузии принято петь хором на разные голоса, поэтому немало тамошних жителей обладает соответствующими навыками.

Стихосложение - это, конечно, навык, и недаром до революции были популярны учебники стихосложения. Вот, к примеру, алгоритм для написания рифмованного двустишия: придумываем первую строчку с чередованием безударных и ударных слогов типа --|--|--|--| ("Я увИдел вчерА колбасУ на столЕ") или -|-|-|-| ("ЧитАю кнИгу неспешА"), потом придумываем рифму к последнему слову ("неспеша - малыша"), потом придумываем вторую строчку таким образом, чтобы она по размеру и длительности соответствовала первой:

Читаю книгу неспеша,

А рядом кормят малыша.

Аналогичные алгоритмы задействуются при написании четверостиший с перекрестной рифмой. Короче говоря, почитайте учебник типа stihi.ru или просто поизучайте стихи классиков, уясните себе, как выглядит ритмический рисунок конкретного произведения, и попробуйте создать собственные стихи.

Показать ещё 3 ответа
Ответить