Ответить
Maria Marchenko
май 2015.
7302

С кем дружили в детстве царские дети, кроме братьев и сестер, ведь они, как правило, получали образование дома?

ИсторияБанкиБинбанкБинбанк.РазноеСоциологияДетский вопросБизнесОбществоНаука
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
10
4 ответа
Поделиться

Для них подбирали друзей, подбирали в целом круг общения. Царскому ребенку читали несколько курсов лекций и уроков от специально подобранных учителей из интеллектуальной элиты — ученых, университетских лекторов и тому подобных; хороший пример такого учителя — Жуковский, в начале XIX века воспитывавший в царских детях вкус к литературе. Так вот, вместе с царскими детьми на этих занятиях занимались и несколько детей из высшей знати. Но назвать это каким-то специальным закрытым учебным учреждением для высшей знати нельзя — для царских детей весь образовательный процесс проходил непосредственно в стенах дворца. Попасть на занятия к царским детям было невообразимой честью и для этих подобранных детей, и для их родителей, — их ребенок почти гарантированно становился другом будущего царя. В допетровские времена царские дети обучались в одиночестве — дядька Никита Зотов учил маленького Петра I и больше никого; дружба же Петра с мальчишками из села Преображенского, переросшая в знаменитый «Потешный полк» — история целиком внеучебная. Думаю, что и до Петра царские дети обучались в одиночку.

Можно вспомнить детство Петра Первого. В частности "Потешный полк".

Во время нахождения на царском престоле Софьи Алексеевны, малолетний Пётр был сослан в Преображенское. Ему набрали соседских мальчишек - сверстников Петра, преимущественно дворянского происхождения, для игры в "войнушку".

Там происходили нешуточные сражения, я Вам доложу! Например дети стреляли из пушек фальшивыми ядрами, однако стреляли они более чем по настоящему, поэтому уже тогда случались летальные исходы в рядах "армии" Петра. Также был возведён потешный городок "Пресбург", который затем потешные полки штурмовали.

Примечательно, что после восхождения Петра на престол потешные полки никуда не делись, а сформировали личную гвардию царя. Причём её эффективность и преданность были крайне высоки, ведь они буквально выросли с Петром.

На самом деле с друзьями у княжеских детей дела обстояли не слишком гладко, особенно в XVI-XVII вв. Одна из самых важных ролей тогда отводилась гувернанткам, в чьи функции входило обучение и воспитание. Мальчиков они воспитывали до 7-8 лет, пока те не отдавались на попечение дядькам, а девочек – до самого замужества, хотя часто сопровождали своих воспитанниц и в зрелом возрасте. Нередко гувернантки посвящали всю жизнь заботе о царских дочерях, почему в процессе обучения формировалась взаимная привязанность, зачастую трансформирующаяся в настоящую дружбу.

Брачный возраст у девочек наступал в 13-14 лет, но выйти замуж для них практически не представлялось возможным. Царская дочь должна была пойти не только за человека такого же статуса – царского сына, но этот царский сын обязательно должен был исповедовать православную веру, а таких принцев на Руси можно было пересчитать по пальцам. Если же она выходила замуж за человека несоответствующего титула, то автоматически становилась простолюдинкой. Сыновьям в этом плане было проще, если они женились на простолюдинках, то те становились царицами. Многие делали попытки искать женихов, готовых принять другую веру, за границей. Например, Иван III выдал свою дочь Елену за великого князя Литовского Александра, но далеко не все охотно соглашались изменять свое вероисповедание. Поэтому большая часть царских дочерей уходило в монастырь, чтобы посвятить себя служению Богу. Там зачастую девочки и находили себе подруг (хочется добавить, по несчастью).

После XVIII века ситуация изменилась – дети уже не были такими затворниками и обучались вместе со своими сверстниками из знатного рода. Кроме того, широко отмечались всяческие праздники. Например, в честь дня рождения устраивался званый ужин, на который приглашались одногодки царских детей – вероятность с кем-то подружиться уже возрастала в 2 раза. Тем не менее, дети воспитывались в довольно жестких рамках, где соблюдался строгий этикет и дисциплина, но они все равно оставались детьми и старались сделать свою жизнь более веселой и насыщенной. Однажды Анна Окулова, гувернантка Ольги Николаевны, дочери Николая I, привела в гости своих племянниц. Они очень нервничали перед встречей, зная, с кем им предстоит познакомиться. Поэтому царские дочери решили над ними пошутить: сложили гору подушек, сели на них, вооружились бильярдным кием, олицетворявшем табачную трубку, и обвязались разноцветными платками и лентами. Кроме негодования гувернантки, эта маленькая забава вызвала лишь веселый смех и продолжившуюся борьбу подушками – так, изначально «официальное» знакомство перешло в обычную дружбу между детьми.

Некоторые занятия в рамках образовательной программы тоже позволяли царским детям найти себе друзей. Правда у Петра III такое счастье долго не продлилось. Ему нравилось заниматься фехтованием, в том числе потому, что он мог пообщаться с ребятами своего возраста (12-13 лет), но и эту возможность у него отняли. Учителя собрали совет и решили, что занятия приносят только вред, так как мальчик приходит слишком возбужденным, много смеется, а это плохо отражается на его аппетите. Занятия было решено прекратить.

Если же говорить о XIX веке, то здесь образование уже не ограничивается домашним. Та же Ольга Николаевна начинает посещать Смольный женский институт, где знакомится с другими девушками. Кроме того, многие преподаватели становились не только наставниками, но и друзьями своим ученикам и общались с ними в течение всей жизни. Таким образом, возможность приобретать друзей у царских детей зависела как от периода, так и от традиций, принятых в конкретной семье. 

показать ещё 1 ответ