Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как люди объясняли падение предметов на землю до Ньютона и теории гравитации?

ИсторияФизикаНаука
Александр Шмыров
  · 31,2 K
Научный журналист  · 23 авг 2020

По-видимому, самое первое представление о падении тел предложил Аристотель. Согласно Аристотелю, каждому виду материи соответствует своё естественное место в пределах Вселенной: место элемента земли — в самом центре мира, далее следуют естественные места элементов воды, воздуха, огня, эфира. Падение тел, у него, объяснялось тем, что все тела изначально находятся на земле, т. е. для тел свойственно находится на поверхности (внизу, под ногами) и когда мы их поднимаем и отпускаем, то тела начинают стремится к такому состоянию, которое им свойственно, т. е. находится на земле, это стремление и проявляется как падение. (Это был краткий пересказ учения Аристотеля.) Дальнейшее развитие представлений о падении тел произошло из-за комментарий (критики) трудов Аристотеля. В результате чего начинают развиваться идеологии, которые пытались преобразовать эту концепцию. Пришли к созданию концепции импетуса. Как показывают исторические данные, первым, кто высказал эту идею был Гиппарх Никейский. Гиппарх пишет,

что если бросить кусок земли прямо вверх, причиной движения вверх будет бросившая сила, пока она превосходит тяжесть брошенного тела; при этом, чем больше бросившая сила, тем быстрее предмет движется вверх. Затем, по мере уменьшения силы, движение вверх будет происходить со всё убывающей скоростью, пока, наконец, тело не начнёт двигаться вниз под действием своего собственного влечения — хотя в какой-то мере бросившая сила ещё будет в нём присутствовать; по мере того, как она иссякает, тело будет двигаться вниз всё быстрее и быстрее, достигнув своей максимальной скорости, когда эта сила окончательно исчезнет.

Так, введенное им понятие бросившей силы становится первым вариантом концепции импетуса.

Одним из критиков учения Аристотеля был Иоанн Филопон, который в своих комментариях к «Физике» Аристотеля подверг критике аристотелево решение проблемы брошенных тел и предложил другое решение этой проблемы.

По его мнению, «бросающий агент» (например, рука или тетива лука) сообщает брошенному телу движущую силу (впоследствии названную импетусом), которая и движет тело после прекращения контакта; здесь проявилось влияние физики Аристотеля, в которой скорость тела считалась пропорциональной силе. Окружающий воздух не помогает движению, как полагал Аристотель, а препятствует ему.

Идеи Филопона получили распространение на Востоке у деятелей ислама. Так Авиценна говорил, что «двигатель» сообщает движущемуся телу некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать не только рука или тетива лука, но также тяжесть. По мнению Авиценны тело двигалось по прямой, после того, как ему придали импетус, а когда он исчерпывался, тело также по прямой падало на землю. Нововведением Авиценны было то, что В пустоте «стремление» не изменялось бы и тело могло совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Следующий вклад внес Ал(ь)-Багдади, который ввел понятие ускорения.

По его мнению, по мере движения тела его тяжесть сообщает телу всё новые и новые порции «насильственной склонности», благодаря чему движение тела ускоряется.

Своим наибольшим развитием теория импетуса обязана выдающемуся схоласту середины XIV века, профессору Парижского университета Жану Буридану, которому принадлежит и сам термин «импетус» (имеется ввиду его латинизированная форма (лат. impetus).) Он утверждал, что

человек, бросающий камень, движет свою руку вместе с камнем, а при стрельбе из лука тетива некоторое время движется вместе со стрелой, толкая стрелу; и то же самое справедливо применительно к праще, разгоняющей камень, или применительно к машинам, метающим громадные камни. И покуда бросающий толкает брошенное тело, находясь в контакте с ним, движение является более медленным вначале, ибо тогда лишь внешний двигатель движет камень или стрелу; но при движении непрерывно приобретается импетус, который вместе с вышеуказанным внешним двигателем движет камень или стрелу, в силу чего движение их становится всё более быстрым. Но после отрыва от бросающего тот уже не движет брошенное тело, но движет его лишь приобретённый импетус, и этот импетус, по причине сопротивления среды, непрерывно ослабляется, и поэтому движение становится всё более медленным.

Буридан полагал, что импетус уменьшается не самопроизвольно, а из-за сопротивления внешней среды, а также из-за гравитации, которая (в соответствии с Аристотелем) действует на все земные тела и является принципиально неустранимым фактором. Интересно ещё то, что Буридан полагал, что мерой импетуса является произведение его скорости на количество вещества (массы) тела, такая формулировка является современным определением импульса тела в классической механике:

p = mv. До него, Аристотель полагал, что скорость брошенного тела пропорциональна приложенной силе (v ~ F). Филопон заимствовал зависимость скорости тела от силы у Аристотеля. У Авиценны оно пропорционально весу и скорости движения тела (если под весом понимать массу тела, а под стремлением — меру импетуса, то p = mv, т. е. Авиценна, в некотором роде, также предвосхитил понятие импульса). Тяжесть Буридан рассматривал как аналог руки при движении брошенных тел: тяжесть сообщает импетус падающим телам. Однако в отличие от руки тяжесть действует постоянно. Отсюда следовало его объяснение ускорения тел при падении (весьма сходное с теорией ал-Багдади): движение падающего тела ускоряется вследствие того, что по мере движения тела его тяжесть сообщает телу всё новые и новые порции импетуса.

Важным нововведением Буридана было распространение концепции импетуса на случай вращающихся твёрдых тел (понятие вращательного импетуса, является предшественником момента импульса). По его мнению, если раскрутить насаженное на ось тело, ему будет придан круговой импетус, который заставит его вращаться до тех пор, пока тело не остановится из-за сопротивления внешней среды.

Впоследствии, теорию импетуса использовал Галилео Галилей. Он сделал попытку использовать теорию импетуса при построении механики падающих тел. В работе «Письма о солнечных пятнах» Галилей сделал вывод,

что тело находится в состоянии покоя до тех пор, пока не найдётся какая-то внешняя причина, выводящая его из этого состояния. Аналогично, тело находится в состоянии инерциального движения до тех пор, пока не найдется внешняя причина, выводящая его из этого состояния (в дальнейшем это будет названо первым законом Ньютона).

Таким образом, для поддержания движения тела не требуется какая-либо сила, внешняя или внутренняя. Если и в физике Аристотеля, и в теории импетуса движение считалось процессом, в то время как покой — состоянием, то у Галилея впервые и то, и другое было названо состоянием. Это было важнейшим шагом на пути к понятию инерции.

Первым, кто в явном виде отказался от теории импетуса и констатировал, что движение не требует для поддержания какой-либо силы, в том числе внутренней, был голландский физик Исаак Бекман. Однако он не опубликовал этот вывод, сформулировав его только в своём частном дневнике. Впервые закон инерции в правильном виде сформулировал Рене Декарт в сочинении «Мир, или трактат о свете» и опубликовал в трактате «Начала философии» (лат. Principia Philosophiae). Закон инерции был назван первым законом движения у Ньютона в «Математических началах натуральной философии». После работы Ньютона, теорию импетуса стали рассматривать несостоятельной, поскольку возникла физика, как наука, в которой удалось создать, используя наработки в теории импетуса, теорию движения тел через механику Ньютона.

Как же я люблю читать такие вот штуки. Импетус. Сегодня учёные ловят бозоны, а когда-то учёные бились над тем... Читать дальше
Люблю математику и физику.  · 24 мар 2021
Я думаю, что никак не объясняли. Ну падает, и падает, какая разница, почему. Вон в древнем Египте понятия не имели, что земная ось наклонена к плоскости эклиптики, они и понятий таких не знали. Они по Сириусу время разлива Нила определяли и сроки своих сельхозработ с ним синхронизировали. А почему бы и нет - Сириус - самая яркая звезда после Солнца, всякие Венеры ведут... Читать далее
Правильная теория гравитации здесь. Притяжения нет. есть только отталкивание. https://ru.calameo.com/read/0067389883f999a400d78
научный сотрудник Института прикладной физики РАН  · 28 мая 2015
Самой, наверное, известной доньютоновской теорией гравитационного притяжения была теория Аристотеля. По этой теории каждое тело обладает неким естественным местом во вселенной, и стремится к этому месту. Это стремление является внутренним неотъемлемым свойством всех тел. Для обычных земных тел по Аристотелю естественным местом является центр мира, находящийся где-то под... Читать далее
специалист в области лени и ненужности близким, эксперт в прокрастинации  · 17 сент 2017

Мой преподаватель по философии говорил, что ручка падает вниз потому, что она материальная - то есть грязная, порочная. Она падает в сторону ада, вниз, под землю. А все нематериальное - то есть огонь, и всякая трансцендентная шняга - стремится на небеса, в рай.

Я биолог (1993г.), изи райдер, увлекаюсь панк - рок, хэви - метал, психоделия, орган...  · 10 нояб 2020
И люди никак, и греки никак, и Исаак Ньютон (1642 - 1727г.г) никак, ибо, впервые, идею всемирного тяготения выдвинул Роберт Гук (1635 - 1703г.г.), представьте себе Королевскую академию а - ля конца XVII - века, ну чистый междусобойчик, сущий англИцький клоб, увлечённых натурфилософией мужей в париках, которые разговаривают, пишут, издаются на... Читать далее
Земное притяжение было известно как "земной магнетизм" с давних времен. Люди могли наблюдать свойства природных... Читать дальше
Пенсионер, Инженер  · 19 июн 2021
Я так понимаю, что падение предметов (притяжение) люди заметили задолго до Аристотеля и иже с ним. Современных слов масса, вес, притяжение они вряд ли знали, но что-то подобное они несомненно понимали, т.е. никаких сомнений, что и доисторические люди делали выводы: Упадёт ли на ногу камень или букашка - это две большие разницы. Потом они безошибочно, думаю сто очков... Читать далее

Все эти законы были известным нашим предкам ещё до заселения Земли, примерно 450000 лет назад. Они в это время уже использовали космические аппараты. А Ньютон только вспомнил об этом.