Я два месяца назад смотрел запись панк-концерта, где ребята решили предаться слэму и мошу. Выглядело это следующим образом: стоит полуголый чувак, поет что-то очень грозное, перед ним выстраивается амфитеатр из пяти таких же полуголых чуваков, которые начинают договариваться о том, кто кого сейчас в морду будет бить. Потом один из них разбегается и очень неловко пытается на другого налететь, тот теряется, отходит… Идея в том, что у нас есть осознание необходимости живого отклика и живого участия. Но по этой записи я понял, что нормативность обнаруживает себя и здесь. Люди занимаются мошем не потому, что их музыка на это спровоцировала, а потому что они увидели, что мошем надо заниматься.
Я не болельщик, но знаю, что наши болельщики не умеют петь. Они все время сбиваются, пытаются договориться - есть ощущение, как делать надо, но это не реакция на ситуацию. Наши хипхоперы через одного также начинают копировать: кепку заломил, еще что-то сделал «что нужно». Вряд ли можно утверждать, что так делают все, но есть ощущение, что публика чаще нормативно копирует поведение на концертах и массовых мероприятиях, требующих активной вовлеченности. Это именно новая норма: так надо себя вести. И люди периодически заставляют себя так вести, заставляют себя быть буйными фанатами.
Разумеется, эта среда разнообразна, например, российский хип-хоп, в первую очередь, где есть наиболее живой отклик зала. Наша хип-хоп сцена вообще не сильно отличается от западной, в отличие от многого другого. А вот когда вы придете общаться с фанатами Шевчука, они расскажут вам про глубокий смысл его песен, не то, что хип-хоп этот. Посыл прежний – «нужно слушать внимательно, слова все знать».
Обратите внимание, наши поклонники все знают слова песен наизусть. Тогда как ещё в в 60-е годы в Америке производители музыкальных автоматов, пытаясь выяснить что популярно у публики, заказали несколько исследований среди целевой аудитории, и выяснили, что да, самое большое число слушателей у рок-н-ролла это девушки-подростки. Они слушают эти песни бесконечно, но при этом они слов не знают. Знают припевы, какие-то ключевые моменты, но весь текст не знают, потому что не слушают песню, они под нее «дрыгаются», они на нее реагируют, - это часть их жизни.
У нас же километровые простыни Шевчука знают наизусть, подпевают все как нужно. То есть у нас люди слушают это как песню, которую надо слушать. А вот, например, когда журналист поинтересовался у Ван Халена, как он относится к тому, что поет Дэвид Ли Рот, то Ван Хален ответил, что не знает, о чем Ли Рот поет. То есть чувак стоит с гитарой и не знает, что рядом с ним поет его постоянный вокалист уже много лет.
то есть, проблема в том, что мы знаем тексты песен? и в Шевчуке!
Потому что гиг - это именно то место, где можно побыть самим собой. Когда вокруг друзья, играет отличная музыка, царит атмосфера взаимоуважения и праздника, совсем не сложно отпустить себя начать плясать, кричать, размахивать конечностями и так далее.
А в повседневной жизни мы себе позволить такое поведение не можем.