Dmitry Drozdov
январь 2016.
43833

Почему в России люди не умеют слушать музыку?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
18
12 ответов
Поделиться

У нас очень нормативная среда. Пока весь остальной мир так или иначе работал на идею повседневной свободы для человека, у нас был СССР. И СССР был очень нормативной средой, в которой было прописано практически все: от того, как нужно воспринимать музыку, до того, как нужно воспринимать искусство. В учебнике 1963 года по истории западной музыки я обнаружил следующее: “В западной музыке очень сильно пустил корни модернизм. Но не все западные композиторы отказались от реалистических традиций и некоторые преодолевают декаданс, существующий там”.

Всё было очень четко расписано: как выглядит реалистическая музыка? Реалистическая музыка – это музыка, основанная на народном мелосе. Народный мелос, естественно, придумали двумя поколениями раньше те, кто были профессиональными композиторами, но не суть важно. Весь народный мелос уже к этому моменту имел вид канона. Народный мелос – это реализм, потому что нет ничего реальнее, чем народ с его базовыми потребностями, которые удовлетворяются самым базовым, понятным ему способом. Все, уклоняющееся от народного мелоса, это уже модернизм. Это допускается в пределах, которые предполагает традиционная марксистская эстетика, основанная на диалектике необходимости наличия борьбы противоположностей. В виде противоположностей какая-то часть модернизма туда допускается, но она всегда должна сниматься в синтезе. А синтезом этого является немного модернизма и насаженное на него «Полюшко-поле». То есть это «Полюшко-поле», но более-менее модернизированное в плане инструментовки, ритмики, гармонизации материала.

Нормативная среда, предписывающая, как эту музыку нужно воспринимать, предполагает, что есть профессиональные операторы, которые уже все описали. В этот момент создается концертная практика восприятия. Есть профессиональные операторы, музыковеды и музыкальные критики, они уже рассказали обо всем, что в этой музыке есть. Задача слушателя – врубить эту музыку, а лучше прийти на концерт, и все услышать.

Эта нормативная среда, существовавшая в официальном виде до 1990-го года, а в неофициальном продолжающая воспроизводить себя до сих пор в разговорах об опоре на традицию, о традиционализме русского народа, о том, что “в СССР зато была великая культура”. Эта схема, по большому счету воспроизводящая нормативно-пассивное восприятие культуры, успешно продолжает это воспроизводство и по сей день.

Логоцентиричность русского рока – поиск смысла высказывания, глубокого важного смысла, красивая важная сложная музыка, поднимающая красивые, важные, сложные темы. Это все актуальные темы и сейчас, они берут свое начало в советском представлении о том, как должна выглядеть культура. Таким образом, мы еще очень страдаем от этой нормативности, которую мы так и не переварили. А поскольку у нас в повседневности со свободой отдельного человека все не очень хорошо, в том смысле, что сама повседневность до сих пор не очень уютная, изменения происходят очень медленно.

У нас присутствует очень сильная, особенно сейчас, православная нормативность, диктующая, как не надо себя вести, как одеваться, на какие темы говорить, на какие не говорить. И вот этот столбик нормативности в том числе определяет и то, что мы продолжаем воспринимать искусство как некий объект, из которого мы должны вычитывать смысл, вложенный туда профессиональным оператором. Вот поэтому у нас по-прежнему люди не участвуют в создании поп-музыки, полагая, что для этого существуют специальные профессионалы, и нечего им мешать. А мы уже потом оценим, какую гадость опять нам эти эстрадные попсовики предложили. При этом ничего своего мы не то что не можем, мы не должны ничего своего сюда вкладывать.

154
-30

Извините, а вы не могли бы объяснить, в чём заключается участие людей в создании поп-музыки? Я вот уже 2-й такой ответ ваш читаю и ни как не пойму.

+11
Ответить

я хочу чтобы популярная музыка звучала так - Maxobeat Вот и все. Я принял участие в создании попсы)

0
Ответить

Не согласен лишь с одним. В восприятии многих людей музыка-это что-то сложное, имеющие смысл. Чем качественнее музыка, тем профессиональнее музыкант. К поп музыке же отношение противоположное, у многих впечатление, что если тебе не хватило таланта и мозгов, то ты должен придумывать что-то запоминающееся, простое, на уровне своих способностей, так сказать .

+4
Ответить

К концу ответа стало тошнить от слова "нормативность"

+11
Ответить
Ещё 2 комментария

И ни  слова о том, что слово милее уху чем мелодия, в русской традиции. А по мне так это главный камень преткновения.

0
Ответить

Православная нормативность, которая что-то диктует? Это кому? Вам лично? Хотелось бы хоть что-то видеть в подтверждение этому высказыванию. Только давайте серьезное что-нибудь, а не выступления попов-консерваторов, которые в любой стране есть. Ощущение от ваших слов, что страна у нас прям религиозная до невозможности, а у церкви абсолютно неприрекаемый авторитет. Однако на деле все не так, даже деревенские ребята в большинстве своем никак не интересуются церковью и всем, что там выдумывают. Вообще ответ крайне странный.

+4
Ответить
Прокомментировать

Я, конечно не музыкальный критик, но попробую высказать свое сугубо субъективное мнение по этому вопросу. Речь пойдет о поп-культуре (не путать с попсой), ни слова про классику и фольклор.

Со времен СССР в России не было так называемого "культа музыки" в том масштабе, который был на западе. Говорю я именно про всеобщее помешательство (в хорошем смысле этого слова) на конкретных исполнителях, жанрах и стилях. За примерами далеко ходить не надо: те же "Битлы", "Мадонна", те же хиппи с их "Вудстоком". Все эти "феномены" формировали вокруг себя не просто огромные группы единомышленников и фанатов, а целые культуры.

Невольно, без чьего-либо контроля, людям прививалась любовь к музыке, у людей формировался музыкальный вкус, и возможность самостоятельно выбирать исполнителя по душе из многочисленного списка артистов и групп всех мастей и жанров (в СССР, как известно, был жесткий ценз). Слушатель становился более привередливым и претенциозным, а так же более компетентным в вопросе музыкальных стилей. Все эти негласные традиции передались через поколение и сохраняются по сей день.

В СССР всего это не было, а если и было то в тех масштабах, которые абсолютно несравнимы в вышеназванными. Исполнители того времени вряд ли могли предоставить слушателю какое-либо разнообразие и люди вынуждены были довольствоваться тем, что есть. Многих просто "не зацепило" и они не стали заострять на этом внимание. Вероятно именно по этому сейчас можно встретить много людей не имеющих музыкального вкуса и конкретных музыкальных предпочтений, слушающих все подряд, просто потому, что музыка это, все-таки, весело.

С развитием масс медиа и информационных технологий ситуация в нашей стране меняется в лучшую сторону. Все больше людей начинают разбираться в жанрах и стилях, появляется много хороших исполнителей и музыкальных коллективов. Все может быть, вдруг и у нас появятся своего рода "Битлы", а пока есть куда расти.

28
-5

А людям следует иметь только музыкальный вкус или надо ещё литературный, кинематографический и так далее?

+1
Ответить

Ярослав, немного не понял Ваш вопрос. Несомненно, если человек обладает литературным и кинематографическим вкусом, то это большой плюс, но в данном топике мы говорим все-таки про музыку...

+5
Ответить

Вы говорите так, будто музыкальный вкус — это нечто обособленное, тогда как он, очевидно, лишь проекция общего эстетического мировоззрения на отдельный вид искусства. Ну и сводить вкус к кругозору — моветон, конечно.

0
Ответить

А с каких пор слушать "все подряд" стало чем-то плохим? По-моему меломан - это наоборот только о широком кругозоре говорит, нет? Ольга Бузова вперемешку с Фейсом и лучшим клубнячком лета - это не все подряд, это попса по вершкам.

+3
Ответить

С тех самых, как количественное расширение начинает преобладать над качественным углублением.

+1
Ответить
Прокомментировать

В смысле не умеют слушать музыку? LOL. Каждый человек делает то, что ему нравится и как ему нравится. Он может слушать музыку в наушниках, а может и без. Может слушать психодел, а может слушать клауд рэп. Вас не бесят люди, которые говорят, что  вы делаете что-то не так?. Всем по*бать получил ли ты музыкальное образование или нет, тесно ли ты связан с музыкой или нет. Только я решаю, что мне делать и как. Не тебе решать правильно это или нет. У всех своё "правильно".

43
-23

Живет со мной в общаге такой, как ты. Слушает радио BLACK STAR, смотрит сериалы с ТНТ, и делает все это на колонках. Никто не запрещает тебе жрать дерьмо, просто не надо заставлять других это нюхать.

+5
Ответить

Можно подумать, ты не такой

-3
Ответить

НОЛЬ САМОУВАЖЕНИЯ

Вообще-то ваше замечание не имеет никакого отношения к теме. Ваш сосед - просто эгоистичный придурок. И это главное. Его музыкальные пристрастия совершенно ни при чем. Если даже он будет крутить мировые шедевры, но на полную громкость и по ночам, вы очень скоро взвоете от них

Так же, как и от откровенного д...

+6
Ответить
Прокомментировать

А можно уточнить: "не уметь слушать" это как? Вот если не уметь забивать гвозди - это понятно: взялся забивать - сразу молотком по пальцам. А с прослушиванием музыки что?

Genius Pyatachoотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-2

Умение слушать музыку - это определённый настрой (а не включить на бегу, чтобы тупо заполнить время между поездками), обстановка (светомузыка, приглушённый свет), переодевания, качественный исходный материал (не в формате mp3), более-менее мощная акустика, а не наушники-затычки или колонки для смартфонов, попкодвигательная раскрепощённость, а не руки-крюки, кивания-кривляния, мычания-стонания

-6
Ответить

В таком случае - все пожилые ценители музыкальной классики не умеют слушать музыку. Особенно, когда сидят в консерватории  неподвижно, закрыв глаза, и впитывая каждый звук какой-нибудь Симфонии №....

+7
Ответить
Прокомментировать

Что вы подразумеваете под "умением слушать музыку?" Если речь о том что у россиян кошмарный музыкальный вкус - так это глупейший стереотип. Каждый выбирает что ему нравится, и уж в смысле музыки не может, и не должно быть каких-то границ.  Может тогда вы говорите о нежелании россиян платить за музыку? так если есть всех устраивающий бесплатный вк с морем так же устраивающей всех музыки, зачем усложнять себе жизнь подписками на платные сервисы? Даже мои заграничные знакомые пересели на ВК, только из-за наших возможностей слушать всё это дело бесплатно. Дело в качестве? формат flac которым так восхищяются якобы ценители музыки на деле не нужен абсолютному большинству.

11
-2
Прокомментировать
Читать ещё 7 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью