Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Адорно терпеть не мог поп-музыку?

Искусство и культураМузыка
Dmitry Drozdov
  · 3,1 K
Музыкальный критик  · 19 янв 2016

Дело в том, что у поп-музыки по сути нет композитора, нет такой производящей силы, которая бы создавала эту музыку от начала и до конца. Он полагал, что поп-музыка собирается из заранее сфабрикованных блоков. И человек, пишущий такую музыку не сочинитель, а компилятор. Для него было важно представлять, что музыка движется от создателя к потребителю через посредника, а в случае с поп-музыкой и в случае с рынком – это носители – радио и т. п. Из этого он делал несколько странных выводов, логичных в его системе, но очень быстро показавших свою несостоятельность. Он говорил о том, что по капиталистической логике производства и дистрибуции товара, все это приведет к монополизации рынка, когда очень небольшое количество компаний аккумулирует все этапы производства – от создания музыки до ее записи, а потом и рекламы. Таким образом очень небольшое количество игроков будет диктовать волю рынка. А, поскольку в логике марксиста Адорно капиталистическое производство музыки направлено на то, чтобы оболванивать слушателя, в этой ситуации отберутся некие идеологические операторы, которые будут это делать лучше всего, предлагая совсем уж стандартизированный продукт.

Но Адорно не дожил до семидесятых, и не увидел реальную картину глобализация и монополизация музыкального рынка. И тогда, и сейчас, происходит постоянное слияние лейблов, сокращение их количества, однако, при этом потребительский рынок остаётся абсолютно разнообразным. Уже в семидесятые было все, что угодно: регги, электронная музыка, рок-н-ролл, огромное количество этнической музыки, которая стала популярной благодаря хиппи. И оказалось, что схема монополизации рынка, описанная Адорно, не работает.