Джоанна Доу
февраль 2017.
24255

Какие меры безопасности существуют в Cirque du Soleil и почему почти не бывает несчастных случаев, хотя акробаты работают без страховок?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
8
2 ответа
Поделиться

Несмотря на то, что в Cirque действительно проводятся серьёзные проверки оборудования перед эксплуатацией, а на сцене выступают, преимущественно, профессионалы, мастера своего дела с многолетним опытом работы, травматические происшествия там происходят довольно часто. В основном, эта информация остаётся закрытой, т.к. с каждым артистом и сотрудником подписывается соглашение о конфиденциальности информации. Чаще всего, а точнее по факту происшедшего ЧП, человек остаётся заинтересован в том, чтобы его держали на выплачиваемой страховке, потому что не всегда можно четко определить период времени, который понадобится ему на восстановление. В связи с этим «сор» из избы выносится довольно редко и остается темой внутренних дискуссий коллектива.

С моей точки зрения, проблема безопасности в Cirque стоит острее, чем многим могло бы показаться. Основной причиной являются не технологические просчеты в работе оборудования (хотя и оно иногда даёт сбой), а человеческий фактор. Помимо артистов, выступающих на сцене, слаженная и безопасная деятельность коллектива зависит от кадровых единиц, организующих процесс работы, так сказать, извне. Ими являются техники сцены, риггеры, люди, занимающие тренерские должности, координаторы, управляющие, офисные работники. Этот список можно продолжать. Исходя из своего личного опыта могу сказать, что профессионализм выше обозначенной группы людей не всегда находится на одном уровне с исполнителями. Что, в свою очередь, ведет к неприятным последствиям во время репетиционного процесса и во время выступлений.

Cirque – большая и крупная компания, предоставляющая всевозможные бенефиты, к которым стремится большинство работников среднего звена. В связи с этим львиная доля людей, работающих внутри компании, попадают на свои должности по вызывающим сомнения договорённостям, рекомендациям, «по дружбе» с вышестоящим руководством. Несмотря на то, что во многом, именно от них зависит здоровье артистов, большое количество таких работников не обладают достаточными профессиональными навыками. Если кто в курсе, то регулярные случаи падения девушек-гимнасток, работавших номер «воздушные полотна» в шоу Zumanity в Лас-Вегасе, вызваны именно этим. Было даже несколько судебных процессов. К сожалению, порой очень сложно доказать свою правоту, обезопасив тем самым последующих артистов, вступающих на партии взамен травмированных. Обосновать то, что ошибка, повлекшая падение исполнителя, явилась следствием неграмотной работой тренера, слишком часто меняющего ему партнеров по полёту, или риггера, поднявшего артиста на недостаточную для обрыва высоту, как было в моём случае. И в той, и в другой ситуации пострадает гимнаст. А тренер и риггер спокойно разойдутся по домам и вернутся на свои должности уже завтра, сказав вам скромное «извините!».

Таким образом бороться с халатностью внутренних служб, порой, практически не возможно. По ряду причин большинство недостаточно квалифицированных специалистов сидят на своих позициях гораздо крепче, чем вы можете себе представить. Думаю, эта проблема не только Cirque du Soleil и организаций исполнительских искусств, но и большинства учреждений в принципе. Разница лишь в том, что ошибки в цирке, как и в авиации, могут повлечь за собой человеческие жертвы. И чтобы обезопасить себя от такого рода проблем необходимо в корне пересматривать кадровую политику организаций, от работы которых так или иначе могут зависеть жизнь и здоровье человека.

Постараюсь ответить на вопрос коротко, хотя обсуждать можно часами. Есть несколько моментов. Вы слышали такое выражение как "prevention, prevention, prevention"? Это одна из важнейших мантр бизнеса, суть которой можно перевести на русский язык как "профилактика гораздо дешевле устранения последствий". Каждый номер тщательно готовится. У Cirque du Soleil есть своя исследовательская лаборатория, в которой тщательно подбираются ткани к костюмам акробатов. Учитывается все, в том числе, как скользит ткань по телу и по тем поверхностям, с которыми соприкасается акробат, насколько удобен костюм, и т.д. Об этом мало кто знает, но люди, работающие в Cirque du Soleil - профессиональные спортсмены. Многие из них - победители или призеры национальных первенств, так или иначе закончившие профессиональную карьеру. Из "обычных людей" цирк никого не берет на работу. Чувство равновесия, сила, гибкость, координация и прочие характеристики у этих артистов гораздо больше развиты, чем у любого другого человека. И пусть вас не вводит в заблуждение кажущаяся легкость номеров - за ними многие часы тренировок и работа десятков, если не сотен, людей, помогающих на всех этапах подготовки и проведения шоу. Риск сведен к абсолютному минимуму, но все же, как ни жаль, несчастные случаи происходят и здесь. Можно вспомнить Сару Гуяр, разбившуюся в Вегасе во время представления; была еще смерть одного из акробатов во время тренировке на батуте. То, чем восхищается толпа, смертельно опасно, но именно это и приводит людей на представления.

Ответить