Пелагея Троекурова
октябрь 2015.
1930

Правда ли, что не бывает женщин-буддистов (буддистских монашек)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Неправда. В Индии, в штате Джаму и Кашмир, возле городка Lex, как-то набрёл на буддийский женский монастырь. Накормили, напоили и побрили :), - они так же как и мужчины бреют голову.

Роман Хмелевский всё верно написал. Хотелось бы только добавить, что сейчас на Западе идёт довольно сильная кампания по возвращению женского монашества. Например бхиккуни есть в крупнейшем британском тхеравадинском монастыре Амаравати, некоторые из них даже носят титул "аджан"(учитель, старший монах). В странах традиционного распространения буддизма на эту практику смотрят без восторга. Не потому что женщина там как-то особенно забита - в Таиланде или Бирме её социальное положение чрезвычайно высоко, а это заслуга именно буддизма (Будда Готама неоднократно подчеркивал необходимость уважения женщин и, по его словам, в прошлых воплощениях он и сам был женщиной). Просто Сангха чтит традиции и Винаю - свод монашеских правил установленный самим Татхагатой. И без кропотливого соблюдения монахами винаи само существование Дхаммы будет поставлено под угрозу.

Буддийское женское монашество, как уже правильно сказали, существует в разных ветвях буддизма, например в махаянском. Нет женского "монашества" только в теравадинском буддизме (это, например, буддизм Таиланда, Бирмы или Шри-Ланки). Связано это с тем, что, согласно канону, сегодня невозможно "рукоположить" буддийскую монахиню согласно точному следованию теравадинской традиции. Дело в том, что по канону посвящение в монахи проводят пятеро монахов-бхиккху, соответственно монахиню должны "рукополагать" пять бхиккхини. Но так как в средневековье произогло угасание теравадинского буддизма, то сейчас нет "кворума" бхиккхини, их просто физически нет пяти, и взяться неоткуда. Первых пятеро (мужчин и женщин - отдельно) посвятил сам Будда из своих учеников, а они уже продолжали эту цепь преемственности далее. Без Будды их посвятить некому.

Соответственно невозможно посвяить по теравадинскому канону женщину в монахини. Но можно в послушницы. В принципе, "послушники"-саманера отличаются от "монахов"-бхиккху тем, что принимают небольшую часть их обетов. Ну и степень почтения в обшестве к ним не такая высокая, конечно. В остальном, жизнь буддийских nuns обычно мало чем отличается от жизни monks.

Показать ещё 1 ответ
Ответить