Марина Орешкина
январь 2016.
4422

Современные российские исполнители поют песни на бездарные стихи.Почему не использовать качественную лирику поэтов серебряного века(Цветаевой,Бродского и т.д.)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
5 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Песни на стихи поэтов серебряного века есть в творчестве Стаса Михайлова, Аврама Руссо, Николая Баскова, Николая Носкова, Александра Градского, Сергея Шнурова, Светланы Сургановой, групп "Канцлер Ги", "Сплин", "ДДТ", "Монгол Шуудан" и "Мельница" и многих других исполнителей.

Причины, почему это случается не так часто, как вам хотелось бы:

  1. Простой слушатель эти попытки не оценит, т.к. танцевать в клубе под Ахматову не очень уместно. А поп-музыка ориентирована именно на развлечение аудитории, а не на её просвещение.

  2. Таким песням не суждено стать хитами. Да и в тексты современных песен значительно отличаются по своей структуре от произведений поэтов серебряного века.

  3. Проблемы, поднимаемые в поэзии Серебряного Века, довольно далеки от текущих реалий. Аудитория просто их не поймёт.

7
0

Насчет не станет хитом не согласна. Как же с "Миллионом алых роз" Вознесенского.

Сейчас существуют проекты (43ai, The retuses), которые работают именно на таком материале. Но мне не понятно, аочему их так мало.

Вы говорите о "зажигать в клубах", но существуют же и другие направления.

Почему интерсные исполнители с неплохими данными делают выбор в пользу примитивных тестов? Неужели все из-за аудитории?

0
Ответить

Да, дело в аудитории. Это просто бизнес.

Аналогичная ситуация и с нашим телевидением. Это не телепродюсеры заставляют зрителей смотреть тупые шоу, сериалы про ментов и чернуху. Это зрители заставляют телепродюсеров такое снимать.

Предшественником поп-музыки была народная музыка, которая (в противовес академической музыке) всегда была простой и незамысловатой. На то она и народная, массовая. Сложно представить, к примеру, бурлаков, которые несколько дней готовят текст для песни, под которую они будут тянуть баржу. Достаточно послушать несколько примеров народной музыки и сравнить тексты с современной поп-музыкой, чтобы осознать схожесть. "Мама Люба Давай Давай Давай" - это такая современная версия "Лапти Да Лапти Да Лапти Мои".

Соответственно, если к поп-музыке придумать сложный наполненный метафорами текст, поп-песня потеряет свою основную функцию - отвлекать от серости жизни. Возьмите, например, песню Егора Крида "Будильник" и попробуйте найти хоть одно произведение поэта серебряного века, которое бы вписалась в аранжировку по настроению хотя бы. Или попробуйте найти у Ахматовой произведение, которое бы с успехом заменило текст песни Верки Сердючки "Всё будет хорошо".

Существуют и другие направления. Например, в русском роке и бардовской песне тексты поэтов серебряного века вполне востребованы. Другое дело, что российские рок-музыканты не очень-то хотят петь чужие стихи, они ведь сами хотят быть поэтами. Если забрать у них возможность писать свои тексты - от большинства из них мало что останется, ведь русский рок - это скорее бардовская музыка, чем западный коммерческий рок.

P.S. "Миллион Алых Роз" - это не песня на стихи Вознесенского. Это песня Раймонда Паульса, текст специально для которой написал Вознесенский. Разница огромна. И это не единственная песня Вознесенского, ставшая хитом. Т.е. он профессионально писал тексты для эстрады и зарабатывал этим на жизнь. Хитмэйкер.

потом рэп,

+2
Ответить

После слова рэп обрезалось или вы не дописали?

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Видимо обрезалось, но я уже не помню, что хотел сказать.

+1
Ответить
Прокомментировать

В общем и в целом, гораздо легче сначала написать музыку, а потом - стихи, чем наоборот. Когда человек сочиняет стихи, мозг традиционно подсказывает ему "гладенькие" варианты размера, в 4 строчки, с перекрестными рифмами и фиксированной длиной строк, рассчитанные на декламацию:

Не я один тебя любил

И, жизнь отдав тебе охотно,

В очах задумчивых ловил

Хоть призрак ласки мимолетной.

Теперь перейдем к музыке. В отличие от стихов, в заданное число тактов можно втиснуть практически сколько угодно нот разной длительности. Поэтому нетривиальная мелодия предполагает и нетривиальный размер стихов. Со сцены бойко не продекламируешь, например, такое:

Yesterday, all my troubles seemed so far away

Now it looks as though they're here to stay

oh, I believe in yesterday.

Именно поэтому - вне связи с авторством того или иного стихотворения - современному музыканту удобнее сначала создать мелодию, а потом уже написать или попросить другого написать слова, чем брать "гладенькие", пусть и гениальные стихи и пытаться разукрасить их различными уловками типа протягивания слога в "...Выхожу один я на доро-огу".

2
0

КАК ИНТЕРЕСНО ПО ПОВОДУ ТОГО ШТО МОЗГ ПОДСКАЗЫВАЕТ ГЛАДКИЕ РИФМЫ ПО 4 СТРОЧКИ С ПЕРЕКРЁСТНЫМИ РИФМАМИ И ФИКСИРОВАННОЙ ДЛИНОЙ СТРОК... ВОТ МОЙ МОЗГ НАПРИМЕР ЛЮБИТ РИФМОВАТЬ СОСЕДНИЕ СТРОКИ ПО 2 ИЛИ 4 ШТУКИ (ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО ЧИСЛО КРАТНОЕ 2) ПО ПОВОДУ РАВНОЙ ДЛИНЫ СТРОК Я СПЕЦАЛЬНО ИХ РАВНЫМИ ДЕЛАЮ РАДИ БОЛЬШЭЙ РИТМИЧНОСТИ ХОТЯ И НЕ ВСЕГДА

Я ПРИВЫК ШТО СЛОЖНЫЕ РИФМЫ ОТВОДЯТСЯ ПОД РЭП-ПАРТИИ А ДЛЯ ВОКАЛЬНЫХ ЛУЧШЕ ПОДХОДЯТ ПРОСТЫЕ ПРИМИТИВНЫЕ ВЕСЬМА УСЛОВНЫЕ РИФМЫ

ПО ПОВОДУ ИДЕИ СНАЧАЛА ПИСАТЬ МУЗЫКУ А ПОТОМ ТЕКСТ Я САМ ОБ ЭТОМ РАНЬШЭ ДУМАЛ НО ТУТ СРАЗУ ВОПРОС А ОТ ЧЕГО МНЕ ОТТАЛКИВАТЬСЯ ТАДА? ЭТО НЕУДОБНО...

ХОТЯ ЗВУЧАНИЕ В ПЕСНЕ ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ НО ПИСАТЬ МУЗЫКУ ИМЕЯ ТЕКСТ ПРОЩЕ ЧЕМ НАОБОРОТ

0
Ответить
Прокомментировать

Такие песни есть. Иногда они даже становятся популярными. Например, "Свеча горела на столе" Пугачевой (Пастернак — "Зимняя ночь"). Или у Сплина был популярен одно время "Маяк" (Маяковский - "Лиличке!"). К слову, у Васильева и на стихи Бродского есть песня ("Конец прекрасной эпохи").

Если судить только по песням, ротируемым по радио, то таких примеров мало, конечно. Поп-музыка ориентирована на самые широкие слои населения, а поэзию Серебряного века любит (и понимает) не каждый. Поэтому и тексты выбирают попроще.

Вы наверняка знаете певицу Зару. По радио крутят ее песни на стихи современных авторов. А на концертах она часто поет романсы, в том числе на стихи Есенина, например. Для радио это неформат.

К слову, на мой взгляд, это большая ответственность для композитора — замахнуться на святыню. Велика вероятность, что поклонники поэзии тебя не похвалят, а раскритикуют — дескать, испортил такие замечательные стихи.

Встречный вопрос: почему именно Серебряного века (а не Золотого или не поэтов советской эпохи)? И почему Бродского в вопросе отнесли к Серебряному веку?)

0
0
Прокомментировать

Была одна группа, которая кажется распалась "the retuses". Песни на стихи Есенина были. Лично мне понравилась и въелась одна на всю жизнь " письмо к женщине". И стихотворение когда-то нравилось. Но услышав песню, все восприятие изменилось, прям очень понравилось новое звучание)

0
0
Прокомментировать

Когда люди пишут песни, им нужен не просто красивый и качественный текст, а что-то в достаточной степени оригинальное и актуальное. Ну и конечно совпадающее по своему посылу с личностью музыканта. Чтобы песня стала популярной, нужно чтобы ее текст говорил о чем-то близком и понятном слушателю. Можно конечно покопаться в литературе и постараться найти что-то подходящее, из чего еще никто не додумался сделать песню до вас, но не факт, что получится.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью