На самом деле преобладает трехбалльная система оценки (3-4-5). Не мудрствуя лукаво, на "пять" ученик должен блестяще ответить, на "четыре" он может ответить с недочетами, но передать самое главное. "Три" - это что-то отдаленно напоминающее ответ.
Вот такая довольно примитивная учительская классификация в парадигме "я не хочу заморачиваться с выделением критериев оценивания".
Вы спросите, а где в трехбалльной схеме "два"? Это отдельная история. Эта "два" поглощена сомнительным словом "жалко" в "тройку" или же появляется как четвертая отметка в парадигме "вот поставлю я тебе "два", будешь знать, как списывать/ будешь знать, как мне хамить/будешь знать, как крутиться на уроке". То есть зачастую отметка, необходимая для оценивания знания используется, как акт наказания за поведение.
Если человек начинает градуировать знания более детально, ему мало пятибалльной шкалы. Появляются "плюсы и минусы". И вот мы уже в примерной "двенадцати балльной" шкале. Но и там я не видела "единицу с минусом и единицу с плюсом". Слишком уж по-издеваткльски это выглядит:)
Учитель обязан работать с критериями оценивания. Это мощный инструментарий в постановке задачи ученика, в обучении его самоорганизации, к обеспечению индивидуальной траектории движения по предмету.
Если я знаю, за что мне выставили пять, по действиям, по детально расписанному планируемому результату, я могу соотнести, какие пункты из этого списка у меня западают. Критериально оценку можно вывести из субъективной в объективную, снять целый пакет конфликтов, навести порядок, в том числе и по дисциплине.
Когда я на доске подробно прописывала, какой объем заданий, качество выполнения конкретных заданий я жду, ребята могли выбирать свой уровень. Я часто видела одну и ту же картину. Когда работа получала границы, внутри них было легче ориентироваться по своим возможностям. И тогда возникала вполне понятная цель - повысить планку. Я видела, как троечники берутся за задание на уровень "хорошо", потому что понимают, а что конкретно им до уровня "хорошо" не хватает в их работе.
Оценка с критериями и шкалой соответствия как бы "оторвана" от личного отношения. Она помогает увидеть норму и расхождение с нормой. Это очень инструментально и профессионально. Это приводит к установлению делового стиля в работе.