Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему так важен Дэвид Боуи? Какое влияние он оказал на западную культуру последнего столетия?

Искусство и культураМузыкаРок
The Question
  · 12,1 K
музыкант (рок, блюз, фри-импров)  · 15 янв 2016

Я хотел бы дать свой ответ не в качестве альтернативы другим ответам (про Боуи на thequestion сделано, кажется, два "больших" вопроса, на которые даны хорошие ответы - хотя бы Рондарева), а в качестве дополнения. Я хочу развить тему, поднятую Яном Левченко, и привести примеры.

Среди заслуг Боуи - его роль посредника между андеграундом и мейнстримом. Он способствовал большей популярности нескольких групп и целых стилей, а также в некоторых случаях реально помог некоторым музыкантам. Примеры:

  • Боуи ещё в конце 60-х стал поклонником малоизвестных тогда The Velvet Underground, и их эстетика благодаря ему (и некоторым другим единомышленникам) проникла в мейнстрим. В 1972 году Боуи вместе со своим гитаристом Миком Ронсоном спродюсировал альбом Лу Рида "Transformer", который сделал Рида рок-звездой и, в ряду прочего, способствовал тому, что VU в дальнейшем обрели легендарный статус;

  • в 1973 году Боуи спродюсировал "Raw Power" - последний альбом первой инкарнации The Stooges - ещё одной сравнительно малоизвестной на тот момент группы, поклонником которой Боуи был. Немедленного успеха не получилось, но теперь этот альбом - классика музыки, которую позже назвали прото-панком. Четыре года спустя Боуи спродюсировал два сольных альбома Игги Попа - "The Idiot" и "Lust For Life", которые вернули бывшего фронтмена Stooges в активную музыкальную жизнь;

  • альбомы Боуи второй половины 70-х годов ("Station To Station", "Low", "Heroes") ввели в оборот мейнстрима эстетику немецкого краут-рока и экспериментального рока и эмбиента Брайана Ино. Забавно, что тогдашняя критика ругала альбом "Low" за низкокачественный, по их мнению, звук - идеалом мейнстримного звука тогда были альбомы Pink Floyd - но вскоре пост-панк продолжил как раз линию "Low". Боуи опередил всех на пару лет;

  • в конце 80-х Боуи в качестве эксперимента собрал полноценную группу под названием Tin Machine - это была настоящая демократия со спорами между музыкантами и делением денег на 4 равные части. Записанные ими два альбома никому почти не нравятся, но, насколько мне известно, они были воплощением (пусть и малоудачным) интересного и, как всегда у Боуи, своевременного замысла: к этому времени все истосковались по грязному и агрессивному гитарному року, в Америке уже начинали делать гранж, уже играли Pixies, оставалось всего два года до мейнстримного успеха Nirvana и альтернативного рока вообще. Похоже, что Tin Machine работали в этом же направлении, и, как я читал, на концертах им это удавалось. Жаль, что не удалось в записи;

  • в 90-е Боуи успешно использовал в своей музыке эйсид-джаз, драм-н-бейс, индастриал и трип-хоп.

Я уверен, что этот список можно при желании дополнить.

P.S. Также Боуи ввёл в оборот мейнстрима некоторые немузыкальные явления, например, "аутсайдерское" искусство (песня "Joe The Lion" написана про Криса Бёрдена и его перформансы, альбом "1. Outside" целиком - отчасти фантастический, отчасти серьёзный взгляд на "аутсайдерское" искусство).

Первый
Заместитель главного редактора портала «Звуки.ру», игрок в чгк  · 11 янв 2016
Нет никаких сомнений, что Дэвид Боуи, вчера покинувший этот мир, запомнится как автор хитов, растасканных на цитаты современной поп-культурой, музыкальный визионер и антрепренер, обладавший редким чутьем на людей. Но, возможно, ключевым навыком Боуи было умение создавать образы - яркие, цельные, не похожие друг на друга, но неизменно поражающие своей глубиной и достоверн... Читать далее
PhD, профессор школы культурологии НИУ-ВШЭ.  · 12 янв 2016
Важность Боуи пропорциональна его странности и непредсказуемости, всегда имевшей строгие маркетинговые рамки. Он рано понял, что главный символический капитал зарабатывает тот, кто умеет на полшага опережать модные тенденции, кто умеет превращать эксцентричный, заумный и местами пугающий андеграунд в безукоризненный рыночный продукт. Гений Боуи заключается в том, что он... Читать далее
По поводу "менее внятных и более помпезных" сочинений The Who. Боуи был поклонником и другом The Who, неоднократно... Читать дальше
Первый
музыкант.блогер  · 11 янв 2016
Дэвид Боуи важен в первую очередь тем, что дал многим современным музыкантам не только ориентиры в музыке, но и в стилистике внешнего вида, подачи материала. И поведения в целом. Его влияние распространилось на многих музыкантов не только из англоязычных стран. Но и на отдельных музыкантов нашей сцены. В частности на тех же "БИ-2", которые посвятили ему целую песню, в... Читать далее