Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Фрейд: «Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании». Подсознательное – над индивидуальная сущность, распоряжающаяся судьбами, или стимул?

ПсихологияФилософия+2
Сямён Карэтнікаў
  · 8,4 K
Политолог, международник  · 15 янв 2016

У Фрейда был термин бессознательное. Оно и не надиндивидуальная сущность и не стимул. Постараюсь кратко изложить суть.

Фрейда, наряду с Марксом и Ницше, относят к трем мастерам сомнения, как прозвал их французский философ Поль Рикёр. Маркс развеял миф об экономической природе общества и человека. Ницше развеял миф и морали и воле. Фрейд же показал, что у нас в "голове" кроме нас еще что-то есть.

В теории психоанализа существует три инстанции человеческого мировосприятия: Я (сознательное), Оно (бессознательное) и Сверх Я (совесть). Как ни странно, но Оно рождается раньше чем Я. Ребенок рождается полностью бессознательным и подчиненным принципу удовольствия. До трех лет ребенок не отделяет себя от мира и от других. Посмотрите на то, когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале или врать. Эти процессы ни что иное как показатель умственного развития, поскольку он понимает, что его реальность отличается от других.

Рождаясь бессознательным, ребенок полностью подчинен принципу удовольствия. Он и другие должны постоянно удовлетворять его потребности. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой. Постоянно удовлетворять потребности невозможно. В итоге происходит первая встреча ребенка с реальностью, когда он понимает, что не может постоянно обладать грудью матери. Замена принципа удовольствия на принцип реальности (то есть контроль над своими потребностями) ведет к первым травмам. Травма - это процесс переживания трудностей. Данный процесс необходим, поскольку именно через него мы научаемся жить в обществе и по законам общества. Мы не писаем на улице, не занимаемся сексом или инцестом.

Однако в этом кроется проблема. Если переусердствовать с реальностью, то травма будет слишком тяжелой и фантомной болью будет возвращаться в Я, в сознание. Когда мы себя загоняем в лишние рамки, закручиваем гайки, то может сорвать резьбу. Отсюда бунтующие дети у чересчур требовательных родителей, в тихом омуте черти водятся и т.д.

Человек нацелен на получения удовольствия. Это наша потребность и если слишком ограничивать их, то может сорвать резьбу. Отсюда неврозы, психозы и различные извращения.

Неврозы и психозы - это как раз результат травмы или выхода бессознательного на поверхность сознания. Многие из нас может задавались вопросами: Почему мне нравится именно это? Почему я это делаю постоянно?.

Подходя к главному вопросу. Фрейд сказав, что мы встречаем тех, кто уже есть в нашем подсознаниии, имел в виду как раз эти травмы, комплексы и неврозы. Сталкиваясь с реальностью, мы её пересиливаем, но остается травма, зарубка или даже недосказанность. Эти вещи выливаются в некие извращенные представления о прекрасном. Представьте: у вас есть идеал или любимый предмет, и вдруг вы узнаете о нем что-то неприятное. Например, вы любите автора, а потом он высказывается за или против Крыма. Читать приятно, а осадок всё равно есть. Всё то же самое происходит с нашим тонким сознанием. Как в Риме современном, сквозь новые здания проступает старина, так сквозь сознание просачивается бессознательное и порой мы не можем получить удовольствие по-другому, просто потому, что оно подверглось травме.

Бессознательное не властвует над Я, над нами, но это как неправильно сросшаяся кость. Она болит и дает о себе знать. В нас есть изначально проект того, чего мы хотим, плюс у нас есть собственные чувства и представления и у нас есть результат борьбы Я и Оно, который вышел наружу в том или ином виде.

Часто в отсылке к Фрейду используется Эдипов комплекс. Ситуация когда мальчик ревнует мать к отцу, но не может ничего сделать с этим. В итоге часто молодые люди ищут девушек и жен похожих на своих матерей

"мы встречаем тех, кто уже есть в нашем подсознаниии" А может он имел ввиду, что взрослый человек перестаёт... Читать дальше