Roman Schwarzengold
январь 2016.
10903

Наши заключенные слушают шансон, а что слушают в других странах?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
2 ответа
Поделиться

Блатная песня — далеко не уникальное явление русской народной культуры. Поход на дело, стремление на волю, сложные чувства к изменчивой возлюбленной, оставшейся на воле, или к представителю власти — все эти мотивы универсальны для интернационала уркаганов от Америки до Японии и отражены в их песенной лирике. Герой блатной песни, по одному определению, находится в неординарных обстоятельствах и выражает крайнюю степень своих чувств. Он взывает к состраданию и мечтает о свободе, рассказывает или вспоминает о подвигах на воле.

В Америке песни о тюрьме и криминале пели еще кантри- и блюз-музыканты первой половины и середины XX в. С ними у советских и постсоветских блатарей общего, пожалуй, даже больше элементарно ввиду схожего состава инструментов — гитара да голос, разве что у американцев не было клезмеровской подоплеки. Жанр, зародившийся в США — сегодняшней стране-лидере по числу заключенных — успешно глобализировался. 

Айс Кьюб в песне «Fuck tha Police», например, очень недоволен полицейскими из-за дискриминации:

www.youtube.com/embed/c5fts7bj-so

«Fuck the police coming straight from the underground / A young nigga got it bad cause I'm brown / 
And not the other color so police think / 
They have the authority to kill a minority» (о том, что полиция якобы считает себя вправе убивать меньшинства) для конца 80-х прозвучали очень эффектно — взаимная агрессия на улицах, конечно, чувствовалась, но Айс Кьюб первый осмелился вылить ее в строчках в песне.

Яркие национальные представители того же жанра встречаются в Японии (например, MC Kan, нередко читающий про связанный с якудзой район Кабукичо):

www.youtube.com/embed/QCkjVqcLLwQ

Про современных представителей якудзы говорят, что они любят слушать американскую поп-музыку и саундрек из «Крестногого отца». Известно, что нравится им и традиционный японский жанр энка — до такой степени, что в 2008 году пять энка-певцов пригласил сыграть в гольф главарь Ямагути-гуми, крупнейшей якудза-группировки. Был большой скандал.

Во Франции (послушайте трек «Le crime paie» дуэта Lunatic): 

www.youtube.com/embed/Uyx_JsRzEEk

В Кот’д-Ивуаре тоже есть свой поджанр, он называется «рэп догба», в России в схожем направлении работают «Каста», «Кровосток», «Многоточие». Обратный в некотором смысле пример есть в Бразилии — так называемый вигилант-рэп, восхваляющий уже не преступников, а тех, кто стремится устроить над ними самосуд.

Так же, как сочинитель блатных песен, гангста-рэпер обычно пользуется жаргоном и сам не всегда равен лирическому герою. Некоторые авторы сидели (примеры из блатняка — Александр Новиков, Александр Спиридонов, из гангста-рэпа — Гуччи Мейн, познакомившийся за решеткой дуэт Capone-N-Noreaga), другие никогда не привлекались. На мастерство и художественную ценность это обычно не влияет никак.

Несложный аккомпанемент характерен и для другого локального жанра — мексиканских наркокорридос, где вокал обычно сопровождается аккордеоном. Корридо — это распространенная в Латинской Америке, собственно в Мексике и на границе с ней в Штатах песня с простыми, понятными текстами о чем угодно и такой же музыкой. Приставка «нарко» означает, что лирика в этих корридос посвящена оборачивающим наркотики картелям и судьбам контрабандистов. 

www.youtube.com/embed/uFuVcltnCzc

«Contrabando Y Traición» («Контрабанда и предательство») — типичный пример обманчивости наркокорридос: радостный рассказ о довольно грустном, с какой стороны ни посмотри, сюжете. Женщина любила мужчину так сильно, что была готова отдать за него жизнь. Они вместе провернули дело, после чего он засобирался начать новую жизнь в Сан-Франциско — с другой. «Семь выстрелов — и Эмилио убит Камелией / Полиция нашла только пистолет / Про деньги и Камелию никто больше ничего не слышал».

Наркокорридос для не знающих испанский звучат расслабленно и беззаботно, как музыка на свадьбе. Их ритм часто напоминает вальс или польку. В тексте же запросто могут описываться самые кровожадные убийства. Противопоставление смысла и настроения было удачно использовано в сериале «Breaking Bad» — внезапные и оттого кажущиеся смешными мексиканцы Los Cuates de Sinaloa с серьезными лицами исполняют что-то празднично-веселое, а зловещие субтитры тем временем переводят: «Но этот парень уже мертв, просто он об этом еще не знает»:

www.youtube.com/embed/z0JPTgAtqzw

Исконно неаполитанская музыка неомелодичи достаточно примитивная, похожая на минусовки для караоке, зато лиричные тексты бьют по больному не только членов местной Каморры, но и низшие слои общества, которые осознают всю неотвратимость своей грядущей с Каморрой связи. 

Слова в песнях посвящены преимущественно чувствам и превратностям личной жизни, а написаны на малопонятном даже для итальянцев неаполитанском диалекте. Бывает, что начинают сочинять сами патроны: Луиджи Джулиано, в прошлом босс влиятельного клана Джулиано, — автор текста известной в городе вещи «Chill va pazz pe te»: 

www.youtube.com/embed/o03E3BsrBQk

Бывает также, что неаполитанская классика становится востребованной во всей стране — так произошло с написанной в начале XX века песней «Guapparia», в которой рассказывается о гангстере, опустившемся и обезумевшем из-за любви к красавице. 

Поклонников жанра — преступников, певцов, слушателей — объединяет нищета и стремление к красивой жизни при условии незнатного происхождения. В то же время у суперзезд неомелодичи жизнь отюндь не сладкая: самым востребованным приходится давать до семиста концертов в год, а если артист петь не захочет, каморристы будут угрожать перерезать ему глотку. Это не абстрактный пример, а реальная история про звезду жанра — Джиджи Д’Алессио, начавшего карьеру в Неаполе, затем перешедшего на итальянский и прославившегося в Европе и Аргентине. Однажды его осудили за избиение папарацци, а в прошлом году подозревали в уклонении от уплаты налогов.

44
-1

Японский репер - реально любит бирила и псайко+лоджикал

0
Ответить

"подозревали в уклонении от неуплаты налогов" - хаха, подумал я сначала, какая смешная опечатка. Но в контексте ответа что-то засомневался...

0
Ответить

Только гангста рэп рассчитан на  белых подростков из пригорода, из небедных семей :D

0
Ответить
Прокомментировать

Вероятно, схожую на шансон по тематике и стилю музыку. Можно вспомнить блюзовую 'Folsom Prison' Джонни Кэша. Если вслушаться в слова, сюжет песни крайне близок к шансону и блатным песням: "моя мама говорила мне - будь всегда хорошим мальчиком и никогда не играй с оружием. но я застрелил человека просто чтобы посмотреть, как он умирает".

Думаю, в остальных культурах тоже есть какая-то такая душевная, народная музыка, которую котируют в тюрьмах. Которая, к тому же, не требует особых затрат - исполняется с минимумом инструментов, не имеет сложных музыкальных ходов и не требует профессионального владения вокалом.

6
-1

Обратите внимание, лирический герой песни Джонни Кэша из песни Folsom Prison сожалеет о содеянном, жалеет, что не послушал маму, жалеет что оказался за решеткой. Русская блатная музыка наоборот восхваляет такой образ жизни, послушайте Вороваек, Лесоповал и прочий шлак.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью