Тоня Самсонова
январь 2016.
54410

Сейчас за поведением людей следят онлайн, а будут ли в будущем таким же образом следить за потребителями офлайн, когда они ходят по магазинам, например?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
6 ответов
Поделиться

Дополню ответ Артёма.

В США в больших оффлайн магазинах отслеживаются карточки постоянных покупателей, передвижение человека по торговому залу записывается и анализируется так же, как и поведение пользователей на сайтах, а потом, благодаря таким IT-наукам, как big data и machine learning, покупателю приходит реклама того, что может ему понравится, как и юзеру больших онлайн-магазинов, которые этим занимаются. Кроме того, отслеживаем людей в США на важных объектах, например, в аэропортах занимаются спецслужбы, но их программы работают только с камерами.

На одной из первых лекций по машинному обучению в ШАДе я услышал показательную историю. В одной американской семье за покупками ходила девочка, на неё была оформлена карта постоянного покупателя. Как-то раз, им пришла реклама с товарами для беременных. Родители уже собирались засудить магазин, но недели через три оказалось, что девочка и вправду беременна.

То есть по тому, как человек перемещается по торговому залу, где останавливается, куда поворачивается, сейчас предсказывают даже такое.

К сожалению, в России вряд ли есть магазины, у которых есть средства для этого и нужда в этом.

Михаил Саминотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
40
-1

Есть. Почти все магазины отслеживают количесьво посетителей их конверсию в покупателей. Некоторые строят и более сложные модели.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Уже следят. Действительно, мы привыкли, что все наши действия в интернете фиксируются и очень внимательно анализируются. Такие счётчики как Яндекс.Метрика или Google Analytics работают почти на каждом сайте. Есть свои счетчики и для мобильных приложений. Причем, за нами следят не столько "органы", сколько бизнесы, которые при помощи такой "слежки" улучшают свои сайты, оценивают эффективность вложений в рекламу и вообще лучше понимают среду, в которой работают.

Много интересных данных собирается и про наше с вами поведение в реальном мире. Эти данные тоже активно используются для решения различных бизнес-задач. Подглядывают за нами -- причем совершенно законно -- чаще всего при помощи смартфонов, которые мы добровольно делаем своими постоянными спутниками. Сотовые операторы собирают данные о перемещениях своих абонентов и эти данные используются для планирования транспортных потоков или размещения объектов городской инфраструктуры. Яндекс и Google собирают данные о перемещениях своих пользователей и превращают их в информацию о пробках. Разнообразные приложения в вашем телефоне могут знать, где вы живете, работаете, места, где вы часто бываете и оптимизировать свое поведение на основании собранной информации (например, не отправлять вам push-сообщение, когда вы за рулем). WiFi точка в торговом центре считает уникальных посетителей и "узнает" вас, когда вы возвращаетесь.

Есть и более экзотические варианты. Например, камеры наблюдения в супермаркете могут "запоминать" ваше лицо на входе и далее фиксировать все ваши перемещения по магазину: как вы перемещались между отделами, у какой полки сколько времени провели, когда вышли из магазина, что именно купили и т.п.

Зачем компании делают это? Короткий ответ: чтобы больше и лучше вам продавать. Причем, в теории потребитель тоже выигрывает, т.к. чем больше бизнесы знают про своих покупателей, тем лучше могут их обслужить. На практике у вас почти всегда есть возможность "отказаться" от "слежки": отключить кукисы в вашем браузере, запретить мобильному приложению доступ к геолокационным службам телефона, не включать WiFi в общественных местах :).

12
-7

Отличный коммент!!! И что, важно - профессиональный !!! Спасибо, Артем!

+1
Ответить
Прокомментировать

Сервис называется Google Location History: google.com›История местоположений. Он мало того записывает местоположения где я сегодня был, а еще как я туда попал, пешком или на машине. Данные берет с Вашего телефона на Андроид. Думаю, что на айфонах то-же самое существует.

3
-1
Прокомментировать

В России уже сейчас многие ритейлеры следят за покупательским поведением своих клиентов посредством карты лояльности. Потом покупатели получают скидки и купоны, созданные специально "под них".

А производители, в свою очередь, пользуются данными сканпанелей, где покупатели на основе штрих-кодов регистрируют то, что они купили.

Ещё проводятся интервью и посещения семей в процессе использования продукта. Так что будущее не так далеко как может показаться

2
0
Прокомментировать

Точно будут. Сейчас прямым отслеживанием действий офлайн занимаются только активные системы, то есть сложные и дорогие программно-аппаратные комплексы, работающие в основном в составе систем безопасности. Либо "теневые" схемы, задействующие активные пользовательские устройства на каналах связи, отличных от интернета (главным образом, это GSM и Bluetooth). Своими глазами видел пеленг Bluetooth девайса с одной высокочувствительной антенны на расстоянии около 30 метров. Если пофантазировать, то райские времена для офлайн-слежки наступят с массовым внедрением ID-имплантов. Торговый комплекс, нашпигованный дешевыми ридерами дальнего обнаружения, будет знать о посетителе все, включая маршрут движения, время нахождения в различных магазинах, стратегию поведения внутри (у каких витрин задерживается). Даже не имея доступа к государственной базе данных, можно каждому уникальному обезличенному ID импланта сопоставить фотографию (распознавание лиц для этого не нужно), сделанную системой безопасности при входе.

Если говорить о ситуации на настоящий момент, то офлайн-мониторинг - весьма затратное занятие. Он используется, например, в аэропортах, где безопасность превыше всего, и возможности систем распознавания образов (которых, к слову, хватает только на то, чтобы подсчитать людей и отличить их друг от друга) дополняются работой высококлассных специалистов-социотехников, определяющих состояние и намерения каждого конкретного человека с высокой достоверностью. Искусственный интеллект пока на такое не способен. Что касается мониторинга в маркетинговых целях, то сейчас используется его гибридная вариация для бедных, когда "умный" алгоритм использует данные мобильных приложений, вроде Swarm и Evernote, которые собирают отчеты для отправки на сервер в фоновом режиме, протоколируя факт отправки в системном журнале. Например, на основании сопоставления данных о пропадании смартфона из сети в районе некоего заведения с данными о синхронизации Facebook, Instagram, Ingress и системным журналом, можно установить, что пользователь побывал именно в этом заведении. Затем на основании количества сделанных фотографий, протоколирования попыток синхронизации Foursquare, запросов к чипу GPS и т.п. устанавливается факт - вы были в ночном клубе. Реклама в этом случае будет приходить с опозданием, но ее адресацию и степень персонификации можно существенно улучшить. Профит! Улыбаемся и машем!(с)

3
-1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью