Тимур Агиров
Андрей Болтнев
январь 2016.
5975

Есть ли в Европе такое явление как плацкартный вагон?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться

Предыдущие комментаторы описали так называемые вагоны-кушеты (от фр. couchette - откидная кровать). Это действительно спальный вагон второго класса, который используется в редких спальных поездах, обращающихся на железных дорогах европейских стран, но он может лишь с долей условности быть названным аналогом плацкартного вагона советских поездов (и поездов постсоветских стран).

Почему так? На первый взгляд, это можно объяснить разницей в компоновке (плацкартный вагон мы легко можем представить, а кушет - это тот же купейный вагон, только спальные полки располагаются в три яруса - соответственно, в купейных отсеках несколько выше приватность и немного длиннее полки за счет отсутствия боковых мест вдоль коридора). Но дело не в ней, а в том, что в России спальный поезд с плацкартными вагонами в силу дешевизны - основной способ передвижения наших соотечественников на дальние расстояния. Поэтому массовость его использования, длительность поездки (в среднем по несколько дней) плюс то, что вагон представляет собой практически единое пространство, создало свою неповторимую за пределами бывшего СССР атмосферу. В Европе же длительность поездки в ночных поездах не превышает сколь-нибудь заметно ночного времени; сами спальные вагоны - редкость (чаще в таких ночных поездах можно увидеть сидячие вагоны), кроме того, распространение высокоскоростного движения, лоукост-авиакомпаний и разного рода спецтарифов на железных дорогах (покупая невозвратный билет заранее, можно существенно сэкономить на поездке в высокоскоростном поезде). Поэтому вагон-кушет, при вроде как сопоставимом классе обслуживания, практически ничего с тем, что мы понимаем под плацкартным вагоном (а это не столько даже сам вагон, а восприятие поездки на нем каждого из нас), не имеет.

P.S. Несколько лет назад руководство РЖД планировало решить "проблему плацкартных вагонов" постепенной заменой их на кушеты аналогичные европейским (Тверской вагоностроительный завод даже выпустил опытную партию), но как ввиду кризиса 2008-2009 гг., так и критики этого решения со стороны самых разных людей (правда, сам я не представляю, что именно их заставляло отстаивать плацкартные вагоны) эта мера так и не была осуществлена. Кроме того, на мой взгляд, переход с плацкартных вагонов на более комфортабельный (при высокой доступности для населения) способ передвижения связан с необходимостью принципиальных реформ, направленных на повышение уровня жизни граждан.

22
Прокомментировать

Европейская колея у́же российской, и максимальная ширина пассажирских вагонов в Европе установлена примерно на 25 см меньше, чем в России (2825 мм и 2883 мм в разных европейских странах против 3104 мм в России). В европейских габаритах разместить боковое место затруднительно. Поэтому в Европе идут по пути трёхярусных полок. И даже в Финляндии, где используется широкая колея, спальные места оборудуются по европейской традиции, в три этажа. В итоге получается такое же шестиместное отделение, но без багажных полок, которые при необходимости могут быть использованы в качестве дополнительных спальных мест (но с багажным отсеком над проходом) и с возможностью отгородить шестиместное купе отдельной дверью, так как оно размещается по одну сторону от прохода. А широких вагонов с боковыми местами, которые называются у нас плацкартными, в Европе, соответственно, нет.

7
Прокомментировать

Во Франции в поездах дальнего следования в вагонах 2 класса вообще три яруса спальных мест (т.е. 6 мест в купе, но нет боковых). Я не ездила, но говорят занятно.

-1
Прокомментировать
Ответить