Вопрос очень неоднозначный. Ведь любовь можно понимать по-разному.
Для начала об отношении Маяковского к Лиле:
Вы мне – люди,
И те, что обидели.
Вы мне всего дороже и ближе.
Видели,
Как собака бьющую руку лижет?
Лизал руку величайший поэт серебряного века не только и не столько людям, лизал он её своей возлюбленной. Как-то парочку встретила в кафе Лариса Рейснер. Уходя, Брик забыла сумочку. Маяковский вернулся за ней, и Рейснер иронично заметила: «Теперь вы так и будете таскать эту сумочку всю жизнь». Действительно, разве подобает гению-футуристу, горлану эпохи перелома, носить дамскую сумку, случайно оставленную пассией на спинке стула? В ответ Рейснер он парировал: «Я, Лариса, могу эту сумочку в зубах носить. В любви обиды нет».
Понятно, что Владимир готов был забыть всех ради своей пассии и забывал. А она наслаждалась тем, что привязала его к себе. Появлялась в его жизни без звонка и предупреждения, и ни разу отвергнута не была.
Если не касаться лирических отступлений, а говорить по существу, то необходимо заметить, что Лиля вместе со своим мужем Осипом, отдавая дань моде, поддерживала идею: «Нормальная семья – некая мещанская ограниченность». Брик обожала Маяковского, но и уходить от мужа не собиралась («Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына»). И как тут разобраться: любила она обоих или отрицала любовь как таковую?
С одной стороны, на вопрос можно ответить однозначным «Нет! Не любила!»:
Когда в отношениях поэта и музы возник конфликт чувства одухотворённого, высокого, и любви плотской, искажающей гармонию человеческих отношений, поэт страдал: «Я чувствую, что меня совсем отодрали от жизни…». А она только смеялась в лефовском окружении: «Вы представляете, Володя такой скучный, он даже устраивает сцены ревности», «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».
С другой, нужно упрямо настаивать на «Да! Безусловно! Любила!»:
Помните реакцию Лилички, когда Маяковский привел в дом к Брикам новую возлюбленную Наталью Брюханенко? «Пожалуйста, не женись всерьёз, а то меня все уверяют, что ты страшно влюблён и обязательно женишься!»
И хотя в конце своей жизни Брик отказывалась говорить о чувствах и, более того, отрицала их искренность. Однако не будем забывать, что это были далеко не первые ее шаги назад (достаточно взглянуть на письма музы к гению).
Говоря о Маяковском и рассказывая историю собственной жизни в «Охранной грамоте», Пастернак метко замечает: «Любви без рубцов и жертв не бывает». Наверное, это самая лучшая оценка всего, что между любовниками происходило. Л.Ю.Б.
не любила. когда маяковский привел возлюбленную, брик испугалась, что потеряет верного песика
Только там не суицид был.