The Question
март 2015.
27117

Есть ли сейчас композиторы, сравнимые по таланту с Бетховеном и другими великими классиками?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
32
5 ответов
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Ответ будет «и да, и нет». При такой постановке вопроса надо сразу стараться понять, что подразумевается под талантом: если под ним (как это бывает традиционно) понимается умение писать «величественную, красивую и технически сложную музыку» (то есть то, что в быту называется «дар»), то да, такие композиторы есть сейчас, как были и до Бетховена, просто у нас нет возможности это проверить; смысл в том, что большие культурные высказывания делаются не столько посредством «таланта», сколько в силу совпадения большого числа культурных параметров, среди которых своевременность высказывания играет едва ли не первую роль.

Всегда кто-то из гениев приходит первым, и впоследствии значение его высказывания никому не под силу превзойти, даже если пришедший вторым человек по признаку чистой одаренности значительно выше. Вот в этом смысле ответ будет «нет». Талант – понятие очень социальное, а в культуре все своевременно; и те художники, которых мы считаем «самыми великими», на деле просто самые своевременные; хотя без гениального дара этого обычно не бывает, однако же другие художники, не менее гениальные, но пришедшие позже, как правило, талантливы ничуть не меньше.

Плейлист: vk.com

63
-1
Прокомментировать

По-моему, главная беда серьезной современной музыки это её сильное расхождение во вкусах со своим массовым слушателем. Как то прекрасный композитор Владимир Дашкевич сказал, что вся классическая музыка стала фактически попсой, хотя бы уже только из за ускоренных темпов, и что настоящая музыка осталась только в кино.

Вот лишь один яркий пример. Есть такой гениальный композитор авангардистского направления, очень высоко оцениваемый знатоками - Софья Губайдулина kinopoisk.ru . Я пробовал слушать её произведения в классических формах, и не смог - не готов, нет навыка. Но мы сразу поймем её гениальность, если вспомним хотя бы три её фильма: "Маугли" (1973), "Чучело" (1976) и "Крейцерова соната" (1987). Утверждаю, что доброй половиной своего огромного успеха эти фильмы обязаны Губайдулиной.

Хорошая музыка в кино, как правило, не замечается зрителем. Предлагаю вам небольшой эксперимент - скачайте 1-ю часть "Маугли" и посмотрите её, специально обращая внимание только на музыку и стараясь не увлечься общим очарованием этого великого мультика. И вы ахнете от того, насколько авангардна, необычна и абсолютно гениальна там музыка Губайдулиной.

А ведь у нас немало гениальных и великих кинокомпозиторов: Исаак Шварц kinopoisk.ru , Эдисон Денисов kinopoisk.ru , тот же Владимир Дашкевич kinopoisk.ru и много других. Вот они то и есть современные Бетховены.

24
-3

Прочитал ответ - постарался вспомнить муз. сопровождение мультика ) Запустил мультик - в принципе, память не подвела ) Примерно такое в голове и вырисовывалось) Музыка, конечно, ... нетривиальная) Очень чарующая)

0
Ответить

Странно, что вы сделали упор на композиторов-авангардистов. Спросили-то ведь про равных романтику Бетховену.

0
Ответить
Прокомментировать

Талант понятие относительное - все очень верно сказано в предыдущем ответе. Что касается Моцарта и Бетховена - они открывали эпоху так называемых "великих композиторов" - и где-то к середине двадцатого века эта эпоха постепенно завершилась. Очень интересно и подробно это процесс исследует музыковед и композитор Владимир Мартынов в своей книге "Конец времени композиторов".

8
-1
Прокомментировать

Могу сказать за художественные произведения, но уверен, что ответ будет верен и для музыкальных. Самый просто пример, на котором можно рассмотреть "величие" мастеров прошлого - Секстинская Мадонна. Её знают все. Это настолько узнаваемый образ, что даже пошлый. Но всё равно считается непревзойдённым шедевром, хотя технически, Рафаэля, конечно же превзошли и не один раз. Даже когда смотришь на картину лично, в Галерее старых мастеров в Дрездене, она вовсе не вызывает того трепета, который должна бы.. Ну просто ещё одна картина. Да тут рядом таких сотни висит. В чём же фокус?

Всё дело в том, что Рафаэль был гением своего времени. Даже если сравнивать Секстинскую Мадонну с картинами, которые висят по соседству, бросается в глаза, насколько у него правильно и точно переданы пропорции людей, воздушная перспектива, объём, композиция... По сравнению с Секстинской Мадонной соседние картины выглядят плоскими аппликациями. И этим Рафаэль и стал знаменит (ну и плюс там, конечно, сюжет, но это скорее уже эмоциональная, а не техническая сторона вопроса, хотя и это тоже сыграло немалую роль).

Но сквозь века художники научились с лёгкостью повторять технику Рафаэля. И превзошли её. И сейчас у рядового наблюдателя картина не вызывает трепета. А у меня, знающего историю этой картины, чувства были типа "вот она.. та самая.. висит.. Мадонна.. её трогал сам Рафаэль. Ну да.. Круто должно быть.. Ближе не подойти? Как он здесь краску положил... Гораздо лучше видно, если смотреть с монитора компьютера..." и не более. То есть величие этого классика ощущается только в контексте :)

Точно так же и с музыкой. Технически, эмоционально, художественно, классиков конечно же уже давно превзошли. И тут далеко ходить не нужно. Тут вопрос, скорее, нужно ставить иначе: кто из современных композиторов внёс вклад в развитие музыки сопоставимый по масштабам с классиками прошлого? Вот этот вопрос будет интересно и пообсуждать, и поспорить. В первую очередь в голову лезут композиторы, которые изменили наше восприятие кино. Джеймс Хорнер, Эннио Морриконе, Ханс Циммер и многие другие, чьи произведения великолепны не только с технической точки зрения, но и с эмоциональной, поскольку сопровождают конкретные события, которые проходят сквозь слушателя, даже если он слушает эту музыку отдельно от фильма.

И вот уже каждый сможет назвать наиболее ценных для себя творцов, чья музыка связана с какими-то важными или запоминающимися эмоциональными моментами. Так, для меня наиболее выделяются два современных композитора: Остин Уинтори и Пол Энтони Ромеро, которые пишут музыку к видео играм. От музыки Уинтори бросает в дрожь, и льются из глаз слёзы, поскольку она связана с эмоциями от игры The Journey. Но стороннему слушателю она покажется.. Ну как Мадонна Рафаэля. Потому что... Что? Правильно. Важен контекст ...

8
-2

по видеоиграм вспомнился Джереми Соул с темами The Elder of Scrolls - 3 - Morrowind, 5 - Skyrim -- в последней тоже до слез пробирает, тоже важен контекст, когда узнаешь старую мелодию красивую в новом более энергичном и эпичном исполнении.

+1
Ответить

Клинта Манселла забыли!

0
Ответить

ТЫСЯЧИ ИХ

0
Ответить
Прокомментировать

Если говорить о чем-то новом, об абсолютном прорыве - такого уже не будет, постмодернизм и все дела. После 4'33'' Кейджа тем более. Но если говорить о прекрасной музыке, то она будет всегда. Бетховен эталон, конечно, но когда он жил! Его окружали другие вещи, другие люди, другие картины, другое всё. Да и зачем нам второй Бах или Гендель, например. Даже если бы нашелся композитор, который смог бы полностью соответствовать этой эстетике, его бы вряд ли вообще разглядели.

Мне кажется, красивая музыка та, которая имеет очень сильное воздействие. Я даже иногда стараюсь быстрее пропустить некоторые композиции в плей-листе, настолько мощная у них энергетика (и нет, это не Тейлор Свифт, разумеется). Тут я с уверенностью и не без трепета называю два имени - Алексей Айги из наших и Майкл Наймэн из заграничных. Это, конечно, дело вкуса, да и субъективности тут выше крыши, но сила у них не шуточная. Даже иногда страшно становится, когда слушаешь. И вот такая музыка действительно прекрасна - она побуждает как минимум на глубокие размышления. А то, что Айги и Наймэн не пишут симфонии и кантаты, не делает их менее значительными.

А позиция "вот Моцарт даааа, а остальное все фуфло" более чем странная, и всегда вызывала у меня недоумение.

1
0
Прокомментировать
Ответить