Илья Кравченко
январь 2016.
545

Предпринимает ли наука попытки объяснить религиозные феномены(кровоточащие иконы, различные свойства мощей и т.д.)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Не отдельные скептики, а именно наука этим не занимается: пока в корректно поставленном научном эксперименте эти свойства мощей не проявились, а иконы не закровоточили, наука этим не занимается и не ищет этому объяснения (например, божественные). Она — не разоблачитель, смысл науки в построении теорий (обязательно хотя бы теоретически опровержимых), основанных на корректно проверенных фактах.

Михаил Саминотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
49

Всё так, но... Есть подозрения, что свойства мощей, как минимум частично касаются науки психологии.

А в психологии критерий фальсифицируемости ("обязательно хотя бы теоретически опровержимых") не работает. Это согласно самому автору критерия -- мистеру Попперу. wikipedia.org

0
Ответить

Карл Поппер приводил в пример не психологию–область науки, а теории психоанализа. Именно теории психоанализа не соответствуют критерию фальсифицируемости. И они не относятся, по сути, к психологии, потому что ненаучны. Научная же психология, как любая подлинная наука, основана на фальсифицируемости.

0
Ответить

Не совсем. Психоанализ как часть психологии критерию фальсифицируемости очень даже отвечает: если человек думает, что что-то чувствует, но это совсем не является закономерностью, можно взять кучу людей и проверить эту закономерность на них.

Но мощи, кровоточащие иконы обычно рассматриваются, как делающие что-то (сами по себе кровоточащие, лечащие и так далее), чувства человека в этот момент обычно не рассматриваются, потому что всем понятно, что это — самовнушение

+2
Ответить
Ещё 6 комментариев

(я про научную часть психоанализа)

+2
Ответить

Совсем непонятен вопрос. Вы написали, что согласно Попперу в психологии критерий фальсифицируемости не работает. Я указал, что Поппер писал не о психологии, а о теориях психоанализа Фрейда и ряда других персон.

В новом комментарии вы пишете, что к психоанализу критерий фальсифицируемости таки применим — но тогда вы явно пишете не о психоанализе Фрейда, о котором говорил Поппер.

0
Ответить

Да? )

Приведите примеры научной психологии, пожалуйста. Будет интересно обсудить. Только нетривиальные примеры, пожалуйста. На тему религии.

Например, недавно я и другие, приводили здесь рассуждения этологов (в научных реферируемых журналах), про то, что вера могла быть эволюционно выгодна как способность верить в невидимый авторитет (умерший вождь, передача опыта без проверки).

История с голубем, который выполнял некие действия для получения еды, которые ранее у него случайно совпали с получением еды.

Эти теории, это не психоанализ, но проверить их строго научно невозможно, так как можно проверить теорию гравитации, например, которая объясняет 100% всех наблюдаемых случаев относящихся к гравитации и может быть опровергнута если продемонстрировать непадающие на землю камни и тому подобное.

Поппер (тут недавно был интереснейший комментарий от нашего лучшего, как я считаю, спеца по философии) верил в существование души. Почитайте вот тут комментарий Марии ) thequestion.ru

0
Ответить

!!

"Но мощи, кровоточащие иконы обычно рассматриваются, как делающие что-то (сами по себе кровоточащие, лечащие и так далее), чувства человека в этот момент обычно не рассматриваются, потому что всем понятно, что это — самовнушение"

Мощи сами по себе лечащие -- как раз очень даже могут быть предметом изучения психологии, так как лечить может и самовнушение, лечить может и картина, лечить может и икона, лечить могут и мощи, лечить может плацебо. И, даже, я вполне допускаю, что верующих иконы и мощи будут лечить лучше, чем плацебо и картины. Это вполне фальсифицируемая гипотеза, ок?

*Мощи лечат -- корректно в рамках разговора, по аналогии с плацебо лечит.

0
Ответить

Чувства в части лечения нельзя не рассматривать, это принципиальный момент. Болезни могут вызываться чувствами, чувства могут излечивать. Лечение -- здесь мы вступаем именно в ту сферу, где чувства играют роль.

Поэтому, даже не смотря на всякие ухищрения вроде двойных слепых исследований, гомеопатия, например, продаётся в аптеках пройдя сертификацию, существует государственная гомеопатическая аптека и курс гомеопатии в гос.вузе.

Это просто на мощах и иконах удобно в остроумии упражняться, а на самом деле такие "чудеса" вы можете сами употреблять, того не замечая.

Однажды я пошел в аптеку за жаропонижающим для грудничка! Представьте мой шок, когда мне в аптеке предложили гомеопатическое жаропонижающее!!! Для младенца! Экспериментаторы, кхм. И, ведь, кто-то не зная купит и будет принимать, сбивать жар.

+1
Ответить

Я тут запутался, не обратив внимания на то, что у второго комментария, на который отвечаю, не тот автор, что у первого.

0
Ответить
Прокомментировать

Религиозные феномены (другими словами, чудеса) - как правило носят личный характер, как плод общения конкретного человека с Богом, и явны только тому, кто их получает. Один просит и получает, другой просит и не получает, потому что просит на зло или ради любопытства. Это не совпадает с научным экспериментальным подходом, в котором главное - повторимость результата эксперимента для достаточно большой группы людей. Её в данном случае обеспечить невозможно.

-8
Прокомментировать
Ответить