Андрей Бондарь
январь 2016.
267

Если «религиозность — более естественное состояние для человека, чем атеизм», что делает атеистом человека, который сам не прилагает для этого усилий?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Религиозность не является более естественной, чем атеизм. Религия это уже некий оформленный культ. Атеизм же, в самом простом варианте, это просто протест. Протест точно является естественным для человеческого ума явлением.

Другое дело с верой, по отношению к которой религиозность вторична. Вера, да, в каком-то смысле естественна, но я бы не стал пусто рассуждать, что мол более естественна. Измерителя естественности под рукой нет.

Способность человека верить и фантазировать, это точно неотъемлемые атрибуты разума. Разница в хранении мозгом недоказанного и недоказуемого не доказана. Напротив, теория (Сеченов, поиском по этому же сайту) говорит о том, что воспоминания воспроизводятся также как и переживаются реальные события, разница в ощущениях контролируется мозгом же (пример -- сновидения переживаемые как реальность). А воспоминания могут быть ложными и неотличимыми от реальных -- экспериментально доказано (только один из экспериментов knowledgeblog.ru). Также доказано, что мозг может ощущать как реальность принципиально невозможное (фантомные боли в ампутированных руках и боль в третьей руке)

Также этологи считают умение верить эволюционно оправданным. Как минимум, вера в авторитет того, кого никогда не встречал, давала некие преимущества популяции, новому вожаку не требовалось доказывать то, что было доказано опытом тех, кого новое поколение никогда не видело. Можно повторить опыт, но иногда это слишком дорого, иногда слишком долго.

А в том, чтобы становиться атеистом не прилагая усилий, тоже фокуса никакого нет. Человек это социальное существо и культурное. Поэтому если человек включен в атеистическую культуру, то легко станет атеистом. Конечно же, я, ни в коем случае, не говорю, что все атеисты такие. Все атеисты разные. Есть, кстати, атеисты нравственные -- им невыносима идея Бога после пережитых их близкими страданий. Как можно не уважать такой взгляд? Как верующие, так и атеисты есть из моды, есть, наоборот, из логики их взглядов на мироздание. Надо понимать, все люди разные, как верующие, так и атеисты. У нас же и та, и другая группы почитают друг друга только как просто глупых. Это очень примитивный взгляд.

5
Прокомментировать

Нет однозначного мнения о том, можно ли считать нетеистические традиции религиями. В этих системах внимание смещено с теизма-атеизма в пользу самостоятельного понимания нравственности и мироустройства. Человек остается религиозным, потому что верит в какой-то нравственный закон, но не находит в этой системе места для бога. Поэтому, не всегда атеист не религиозен. Сложно представить мировоззрение, в котором бы не проявлялись элементы религиозного мышления. При любом отношении к миру, человек ограничен в познании, и в недоступных областях вынужден принимать модели существования мира на веру.

Невозможно быть теистом или атеистом, не прилагая усилий. Недостаточно просто утверждать: я — атеист. Нужно еще и осознавать, почему теист или атеист. Для этого требуются усилия мысли, работа по формированию своего миропонимания.

1
Прокомментировать
Ответить