Как работает мозг, когда шутит?
5461
2
0
24 мая
14:01
июль
2015

Я не эксперт, но, думаю, поскольку "все процессы высшей нервной деятельности - суть рефлексы", как говорил Павлов, здесь всё то же самое.

Речь о сложных условных рефлексах. С участием коры головного мозга и лимбической системы, ответственной за эмоциональную сферу жизни.

Информация проходит в мозг и уходит из него по анализаторам, это такие комплексы рецепторов, нервных волокон и ядер. Анализатор... он, в общем, анализирует. Воспринимает(через рецепторы), обрабатывает (анализ информации), и выдаёт результат (синтез информации).

Информация обо всех деталях, качественных и количественных характеристиках предметов окружающего пространства, их цветах, запахах, об издаваемых ими звуках, воспринимается рецепторами. Рецепторы превращают энергию раздражителя(например, фотоны - раздражитель для палочек и колбочек сетчатки глаза) в энергию нервного импульса, то есть перекодируют её. В таком виде информация поднимается в корковые области мозга по восходящим отделам соответствующих анализаторов.

Допустим, зрительный анализатор, я бы описал покрасочней, с теплом и запахами, но для примера с шуткой хватит и зрительного. Я поворачиваю голову и вижу нечто. Информация от глаза ушла в зрительную кору и вот я вижу два объекта, я пока могу только назвать их цвет, яркость, насыщенность.

В рефлекторную цепь включаются новые нейроны из соседних областей мозга, из ассоциативных полей, что позволяет задействовать высшие функции анализа и синтеза, такие как узнавание объектов и различение образов. Теперь я понимаю, что вон та кремового цвета масса, не что иное, как обыкновенный пуф. А вот тот второй, бледный, худой, с округлыми пропорциями тела и длинными тёмными волосами - человек женского пола. Включаются высшие когнитивные функции. Подключаются нейроны лимбической системы и просыпаются чувства и эмоции, теперь я знаю что такое смех, что способно его вызвать и что случится когда я пошучу, одновременно цепляет и гиппокамп и я вспоминаю 2 года жизни с этим человеком, кто она, зачем она здесь, вспоминаю весь свой жизненный опыт, и конечно вспоминаю как надо шутить именно с этим человеком именно сейчас именно в данной ситуации. Включаются новые корковые структуры, и вот все в сборе, я перебираю варианты развития событий после моей шутки, думаю, что будет если... впрочем импульс уже дошёл до эффекторного органа - моего опорно-двигательного аппарата. И весь этот путь за доли секунды. Я отодвигаю стул в сторону, пока она не видит. И когда пытается сесть, вскрикнув от неожиданности, падает ко мне на руки и заливается смехом а я расплываюсь в улыбке, мы садимся на единорога и скачем в закат. Дувушка жива-здорова и развеселена. Все счастливы. Мир-радуга-пирожки-крепкий чай.

А это уже рефлекторное последействие. Нервные импульсы продолжают вовлекать в рефлекторные цепи новые корковые области, заставляя меня придумывать всё новые сценарии и лишая меня сна.

19
0
май
2016

ответ на вопрос из госа:

32. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.

Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность и интеллект впервые в научных исследованиях сопоставил американский психолог Дж. Гилфорд. При создании своей модели структуры интеллекта он выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное.

Конвергентное мышление (сходящееся мышление) направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи с тем, чтобы выбрать из них единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта, поэтому его называют также «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ.

Мышление второго типа – дивергентное − называют «креативным». Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей и допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Дивергентное мышление лежит в основе креативности.

Дж. Гилфорд связывает креативность с продуктивностью дивергентного мышления Широко известно определение Дж. Гилфорда: «Креативность – это процесс дивергентного мышления». Первоначально он включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. Однако в экспериментах Дж. Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Таким образом, дивергентное мышление не отражает всех особенностей креативного процесса и не совпадает с ним полностью.

Изучение креативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью.

Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.

Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие:

- беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

- гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

- оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

- любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);

- способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);

- фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Е.П. Торренс вслед за Дж. Гилфордом описывает креативность в терминах мышления, понимая творческое мышление «как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов»

Ряд исследователей отмечает роль конвергентного мышления в творческом процессе. Дж. Монета отмечает, что в модели научной креативности компетентность и конвергентное мышление играют фундаментальную роль.

Точка зрения исследователей на роль компетентности, знаний в креативности состоит в том, что как слишком низкая, так и слишком высокая компетентность в проблеме мешает креативному процессу. Высокая компетентность не позволяет вырваться за рамки существующих стереотипов.

П. Ленгли и Р. Джонс подчеркивают важность памяти в процессе креативности. Доступность информации позволяет создавать неочевидные ассоциации и приходить к оригинальным решениям проблемы.

Поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации именно по этому критерию, то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые интеллектуальные задачи.

Наиболее глубокое исследование, касающееся отношений креативности и интеллекта, провела Е.Л. Григоренко. Ей удалось выявить, что количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью по методике Е.П. Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Д. Векслеру. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной за дачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

Представляют большой интерес результаты эмпирического исследования креативности В.К. Козленко, подтверждающие, что в мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность.

Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами и патологией мозга и нервной системы. Так, Л. Кронбах склонен причину креативности видеть в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении владеть качественным «просеиванием» идей.

Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных способностей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.

В некоторых работах подтвердилась гипотеза о высокой корреляции IQ и показателей креативности, в других были получены прямо противоположные результаты. Причины такого рассогласования отчасти видели в неразработанности диагностики креативности, вследствие чего в ряде случаев отсутствовали значимые корреляции между разными показателями этого свойства.

Однако основная причина состояла в различиях выборок, на которых проводились исследования. В одних работах участвовали индивиды с IQ выше нормы, в других с IQ соответствующим норме, в третьих выборки были смешанными с большим разбросом показателей тестов интеллекта. Проанализировав результаты проведенных исследований с учетом данного обстоятельства, психологи пришли к следующему выводу: взаимосвязь между показателями тестов интеллекта и креативности существует, но она носит не линейный, а более сложный характер. Ее можно описать следующим образом. Если IQ средний или выше среднего, то он связан с креативностью линейно — чем больше IQ, тем больше показатель креативности. Но если показатель теста интеллекта выйдет за верхнюю границу нормы, он утрачивает взаимосвязь с креативностью.

Этот факт означает, что для проявлений креативности нужен достаточно высокий (выше нормы) уровень умственного развития. Если такой уровень достигнут, то есть индивид обладает достаточно большим объемом знаний и сформированным логическим мышлением, то дальнейшее его увеличение становится безразличным для формирования креативности. Однако очень высокий уровень интеллектуальности часто сопровождается снижением креативности, что скорее всего объясняется специфической направленностью личности — на обучение, на узнавание новой информации, ее усвоение, систематизацию, анализ, критическую оценку. Такая направленность на критику и логику в суждениях, как считают многие, может препятствовать генерации новых идей.

Для оценки способности к творчеству в качестве критериев часто используются понятия «легкость», «гибкость», «оригинальность». Эти качества личности проявляются при выполнении специальных заданий. Легкость выявляется по быстроте выполнения заданий (по количеству решенных задач в отведенное время). Гибкость оценивается по количеству переключений с одного класса объектов на другие. Оригинальность – по частоте данного ответа в однородной группе испытуемых (к оригинальным обычно относят ответы, составляющие не более 2 % от одинаковых ответов, которые дали остальные, «неоригинальные» испытуемые).

Развитие креативности немыслимо без совершенствования ряда психологических слагаемых, присущих любой одаренной личности (по А. Луку). Это:

- Зоркость в поисках проблем как качество мышления, т.е. умение обнаружить среди привычных явлений необычное.

- Умение свертывать мыслительные операции в длинной цепи рассуждений и заменить их одной обобщающей операцией.

- Владение обобщающими стратегиями через приемы переноса опыта решения одной задачи к решению другой («чтобы творить, надо думать около, боковым мышлением»).

- Цельное восприятие. Нередко организаторские способности тонут в неумении увидеть ситуацию в ее целостности и последующих действиях руководителя, похожих на латание «тришкина кафтана».

- Навыки отдаленного ассоциирования различных по содержанию понятий. Это качество обеспечивает людям, обладающим юмором, возможность слагать анекдоты, где смешное проявляется именно в факторе «смыслового расстояния» между понятиями. В памяти человека слова группируются в «гроздья», в ассоциативные заготовки и потом эффективно используются в процессах мышления. Подобные ассоциативные сети обеспечивают быстрый доступ к актуальной информации, хранящейся в памяти человека.

- Гибкость мышления как умение переходить от одного класса явлений к другому, существенно не совпадающему по содержанию с первым (отсутствие у индивида мысленных «таможенных границ» между явлениями).

- Выраженность оценочных навыков вариантов решений до их объективной проверки.

- Легкость генерирования идей («много и разных: хороших и не очень»). Здесь важно использовать различные каналы переработки информации для создания образов этих идей. Для этого человек должен знать свой ведущий канал восприятия и обработки информации и развивать у себя эффективность работы других каналов. Не обойтись и без развития таких психических познавательных процессов, как представление и воображение. Весьма позитивную роль сыграют и навыки беглой речи. Ведь любую идею необходимо перевести в словесный код. Это необходимо не только для ее обнародования, но и для критического анализа, для поиска неточностей, погрешностей или просто ошибок.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими психологами. Полученные в их исследованиях данные позволяют констатировать следующее:

- существует связь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена;

- нельзя пока с полной уверенностью отделить креативность от интеллекта в традиционном понимании;

- пока не найдены надежные способы измерения креативности. 

3
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта