Александра Фокина
январь 2016.
3225

Какие социологические теории описывают феномен дискриминации, в частности, сексизм?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
1 ответ
Поделиться

В самом общем виде под дискриминацией понимаются действия, практики или нормы, систематически ущемляющие индивидов на основании их членства в той или иной социальной группе относительно представителей иных социальных групп. Однако, несмотря на кажущуюся очевидность, понятие это вызывает множество вопросов и споров. Какие типы социальных групп можно считать подверженными дискриминации, а какие нет? Можно ли считать дискриминацией просто качественно различное, не обязательно количественно ущемляющее обращение с представителями разных групп, и как в некоторых довольно эфемерных случаях (например, в случае так называемого «символического насилия») такое количественное ущемление зафиксировать и измерить? Имеет ли значение наличие осознанного намерения неравного обращения со стороны субъекта дискриминации, или дискриминация может быть непреднамеренной, то есть «непрямой»? Существует ли обратная дискриминация, в частности обратный сексизм, или положение группы на структурных осях настолько прочно зафиксировано, а сами оси настолько неподвижны относительно друг друга, что «жертва» в любой ситуации будет жертвой, а «угнетатель» – угнетателем?

Разные юридические и теоретические системы отвечают на эти вопросы по-разному. Поскольку дискриминация имеет не только правовую, но и психологическую, культурную, наконец, этическую сторону, а также тесно связана с понятием неравенства, к проблеме дискриминации обычно обращаются с позиции междисциплинарности, а не самой по себе социологии или какой-то другой классической дисциплины. Например, теория лейбелинга рассматривает дискриминацию как эффект и результат свойственного человеческому когнитивному аппарату процесса типизации и стереотипинга, позволяющего нам экономить мыслительные усилия, классифицируя явления, существующие за рамками нашего непосредственного жизненного мира: те, кто на нас непохож, кажутся нам хуже, примитивнее и недостойнее нас самих. Различные философские теории справедливости или, например, разные направления феминизма, по-разному трактуют сам феномен неравенства, а значит и понятие дискриминации в них будет различаться: иными словами, сперва нужно договориться о том, что именно понимать под равенством, а потом уже можно перейти к его противоположности. (thequestion.ru)

Общепринятой в современных междисциплинарных исследованиях неравенства, в частности в гендерных исследованиях, является концепция интерсекциональности, объясняющая, как различные дискриминации пересекаются, поддерживая и усиливая друг друга. Одновременная принадлежность к нескольким дискриминируемым группам ставит человека в положение, где результат не равен простой сумме слагаемых: чем больше у вас «недостатков», тем больше вам их припишут в придачу. Концепция интерсекциональности акцентирует различие в социальном опыте и правовых и жизненных нуждах людей с разными констелляциями неблагоприятных групповых идентичностей, вооружая исследователей неравенства более «объемным» взглядом на иерархизированное социальное пространство и помогая лучше разобраться в специфических нуждах каждой конкретной миноритарной группы.

17
Прокомментировать
Ответить