Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
8 ответов
Поделиться

Это не только в России. Это древнейшая общая сакральная традиция. Это завораживает, если вдуматься, традиция, которая родилась ещё тогда, когда наши предки жили в пещерах и ели мамонтов.

Трапеза — общая для всех культур форма празднования и объединения семьи, таинственного общения участвующих, установления особого доверия.

Прочитайте вот этот оставшийся почти незамеченным ответ и комментарий:

Почему про неприятных людей говорят «не сяду с ним за один стол», имеется в виду «стол переговоров» или обычный обеденный стол? О покупках в интернете Что самое дорогое и необычное продавали на eBay?Какие есть лайфхаки, чтобы выгодно совершать покупки в интернете?Можно ли на AliExpress купить не поддельные iPhone или другие известные бренды?Спросите эксперта

Я бы добавил ещё общее для многих культур понятие престола как атрибута власти. Взойти на престол, занять престол княжества, государства.

Ещё добавлю, что в некоторых культурах чужого человека ни в коем случае не допускают видеть, как едят хозяева дома. Только если принимают его. Также с этим связаны и традиции особого гостеприимства на востоке, когда убить на улице легко, а вот в своём доме — страшное преступление, а за едой — безумие, которое впоследствии карается долгой и долгой кровной местью. Т.е. участие в общей еде — знак особого доверия. За едой легко отравить или зарезать, задушить.

Не только в христианстве, но и в других религиях общая еда — это своего рода таинство.

Конкретные смыслы могут быть разные, конкретные люди могут вообще не вкладывать никакого смысла, но то, что эта традиция настолько общая древняя и сильная, означает, что подсознательно люди чувствуют особый смысл общего стола.

То, что эта традиция уходит, не упраздняет её истории.

Предположу, что виной климат. Северяне большие домоседы и ценят уют. Их зона комфорта — дом, так как изначально, для выживания им нужно было теплое и безопасное жилище.

Для северян и жителей центральных регионов Европы, так же меньше свойственны родовые общины или клановость, поддержание отношений с большим кругом родственников нетрадиционно.

Для южан же, жилище второстепенно, они любят справлять праздники большими компаниями, улицами и кварталами. Вероятно, причина в большей урожайности их климата, семейственности. Природа менее жестока к ним, что делает их более открытыми и беззаботными.

Это очень примитивно, но ход мысли, думаю, понятен.

А что понимается под праздником НЕ в России? Массовые вебинары по высшей математике? Мастер-классы по коллажам из бумажных книг? Сидение на подоконнике в дождь с росписью мехенди на ушах? Способов празднования чего бы то ни было, и в семье и в городе, и в деревне, вообще не очень много - застолье, танцы-песни, народные гулянья по улице, салюты, алкоголизация, концерты, соревнования. Не так и много. 

Человекообразные обезьяны - в основном, травоядные. И все собранные корешки и стебли они едят поодиночке, кто где нашел-оторвал. Но иногда стая шимпанзе (об этом немало написано Д.Моррисом и Д.Эттенборо) набредает на еще не доеденную гиенами и грифами тушу антилопы. И тогда шимпанзе становятся падальщиками, они едят мясо. И делают это только вместе, рассевшись в круг и передавая кусочки друг другу. Это у них праздник, редкое и приятное явление, в мясе больше питательных веществ и жизненной энергии. И человекообразные мы никуда от них не уходили: совместный прием пищи до сих пор остается первым, важнейшим и главным методом коллективной коммуникации человекообразных.  Родился родственник - за стол, умер родственник, женился родственник - за стол, засеяли поле, вспахали поле, собрали урожай - за стол, пришла весна, пришли дожди, пришла зима, пришло лето - за стол, созрела рожь, созрел виноград, перебродило новое вино, забили корову, сварили пиво, пропололи маниоку - за стол. И происходит это не только в России, а везде. Все старейшие праздники всех стран маркированы или природными, или сельскохозяйственными явлениями, и все они - повод для застолья всей общины: Марди-Гра, Октоберфест, Рождество, День благодарения, Пасха, Масленица, День гуся, Майфайертаг и т.д.

Люди не так давно перестали быть стайными, да и не до конца перестали еще. Коллективный прием пищи - нормальная практика приматов, обеспечивающая насыщение большего количества особей в общине, чем при индивидуальном потреблении. Думаю, уже на нашей памяти парадигма коллективного общения у людей поменяется, и праздник будет означать, что все сидят в своих капсулах по одному, пьют из крана, торчащего из стены, праздничный протеиновый смузи и шлют друг другу в телефоне праздничные недорогие стикеры, а штаны подворачивают на оборот больше - только этого никто не видит, потому что все сидят в капсулах. А пока что застолье - самый древний, естественный и распространенный способ человеческой коммуникации, которую некоторые ретрограды еще пока считают благом и праздником.

Показать ещё 5 ответов
Ответить