Никто Никтович
январь 2016.
750

Реальны ли говорящие обезьяны и доказывает ли это наличие у животных мышления и самосознания?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться

Американские психологи Аллен и Беатриса Гарднеры, смотря фильм про Вики, обратили внимание на то, что каждое своё слово она сопровождает выразительным жестом, так, что её можно было понять, отключив звук. В это время стали поступать сведения, что для диких шимпанзе жесты — важное средство коммуникации. Это побудило Гарднеров к выводу, что исследовать лингвистические способности шимпанзе лучше с помощью жестов.

В 1966 году Гарднеры приобрели молодую самку шимпанзе по кличке Уошо с целью научить её говорить на американском языке глухонемых — амслене. Амслен был выбран потому, что является хорошо изученным языком, кроме того, возникала возможность сравнивать развитие шимпанзе и глухонемых детей.

Уошо показывали какой-либо предмет или действие, а затем складывали её пальцы в соответствующий жест, вызывая в её сознании ассоциативную связь. Уже выучив восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Ещё в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавала изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребёнка и т. п. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижении своих целей. Через пять лет она знала уже 160 слов.

К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену.

Эксперименты показали, что шимпанзе, бонобо и гориллы обладают символическим мышлением и легко пользуются принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях. Человекообразные обезьяны способны употреблять слова в переносном смысле, владеют метафорами. Они могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «туалет» — «грязный хороший»; «зажигалка» — «бутылка спичка».

Основное развитие речи и интеллекта говорящих обезьян происходит, как правило, в первые годы жизни — чаще всего обезьяны доходят в развитии речи до уровня двух-трехлетнего ребенка. Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения. Обезьяны обладают также чувством юмора.

Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама обучила своего детеныша вместо человека-экспериментатора. В эксперименте, проведенном Фондом исследования больших человекообразных обезьян (США), знаменитого самца Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более чем 500 слов при помощи клавиатуры с лексиграммами (геометрическими знаками).[4] Это позволяет говорить о бонобо как о самом интеллектуальном виде приматов, конечно, после человека.

Позиция критиков сильно зависит от их определения того, что именно представляет собой человеческий язык, а этот вопрос не имеет однозначного ответа в современной науке[5].

Практически с самого начала опытов, версия о способности обезьян к языку встречала критику. Один из руководителей проекта «Ним» Герберт Террес в 1979 году опубликовал резонансные работы, в которых утверждал, что обезьяны произвольно повторяют жесты, недавно использованные в речи собеседника.[6][7] В дальнейшем отчёт Терреса был подробным образом проверен, а его аргументация неоднократно оспаривалась в научных дискуссиях, в том числе Э. Бернстайном и Т. Кентом. Существует мнение, что некоторая критика конкретных работ, провозглашавших способность обезьян усваивать язык, имела основания, но её нельзя распространять на всю совокупность таких работ. Позиция Терреса укоренилась в общественном сознании благодаря широкому цитированию в научной прессе и освещению в средствах массовой информации и нашла отражение в публицистических произведениях[5]. Из современных публикаций, критикующих скептицизм Терреса в отношении феномена говорящих обезьян, влиятельной считается статья философа Питера Сингера[8]. Сингер, вслед за Дж. Пуллумом[9], полагает, что шимпанзе Ним действительно не овладел языком, но что это было связано не с неспособностью обезьян усваивать язык, а с неправильным и недостаточно старательным обучением. В свою очередь, позиция Сингера подверглась критике со стороны М. Сейденберга, который, соглашаясь с тем, что Ним испытывал недостаток персонального внимания, утверждает, что обезьяна получала достаточное языковое обучение[10]. Поговорим о здоровье? Правда ли, что секс полезен для здоровья? И если да, то чем именно?Что произойдет с моим желудком, если я буду пить одну банку Coca-Cola ежедневно?Сколько кофе можно выпивать ежедневно без вреда для здоровья?Спросите экспертов о здоровье

В литературе встречаются утверждения, будто Террес больше не принимал участия в дискуссиях[5], однако несколько раз он публиковал ответы на критику[11][12], высказывал своё мнение в прессе[13] и до сих пор придерживается того взгляда, что обезьяны не способны овладеть языком.[14]

С критикой гипотезы о языковых способностях обезьян выступали в научной и популярной литературе лингвисты[15][16], зоопсихологи[17], биологи-этологи[18][19]. Критики указывали не только на явную неспособность обезьян строить предложения, но и на значительно более слабую, чем у людей, возможность запоминать слова: отмечалось, что по самым оптимистичным заявлениям обезьяны способны довести свой словарный запас примерно до сотни слов, в то время как дети к 5 годам знают около 2 тысяч слов.[20] Некоторые из возражений критиков, в свою очередь, опровергались другими авторами.[5] В том числе, критиковалась претензия к тому, что при обучении обезьян им давали жестовые и иные подсказки: после ключевого скептического отчёта Терреса с соавторами, исследователи специально старались минимизировать подсказки, дающиеся обезьянам, хотя есть основания считать, что и в обучении людей языку такие подсказки играют значительную роль.[20]

После 1979 года финансирование исследований феномена говорящих обезьян было резко сокращено. Но несмотря на скептическое отношение к гипотетическому феномену, распространённое в науке, вопрос способности обезьян усваивать язык окончательно не закрыт: ряд учёных придерживается мнения, что обезьян можно научить говорить, и немногочисленные исследования продолжаются, давая, в том числе, оптимистичные результаты.[21] wikipedia.org

0

Отличная копипаста, мистер микробиолог. Ваш вклад в создание бэкапа Википедии сложно переоценить. TheQ держится на таких как вы.

+2
Ответить

Не понимаю, что людям мешает найти ответ в гугле. Каков вопрос - таков и ответ.

-3
Ответить

С высокой вероятностью человек уже искал ответ.
И если он спрашивает здесь, то, наверно, ему хочется услышать мнения специалистов,  а не копипасту из народной энциклопедии. 

0
Ответить

тем не менее, абзац подобран вполне по теме. в отличие от первого ответа...

0
Ответить
Прокомментировать

Говорящие высшие обезьяны реальны.

Мне, вообще, кажется, что это одно из религиозных табу и те ученые, кто упорно говорит о имитации обезьянами речи, это как раз верующие ученые, существование которых так бодро отрицается некоторыми людьми.

Если мы произошли от общего с обезьянами предка, или просто устроены одинаково с обезьянами, то какая логика запрещает обезьянам иметь примитивную речь? Она откуда у человека взялась?

Если что-то устроено одинаково, то и функциональность одинакова.

А устроены ли в самом деле одинаково? Ученые пытаются найти ген, который вызывал бы радикальную разницу между нами и обезьянами в чём-либо ответственном за речь.

С энтузиазмом 16 лет назад был встречен FOXP2. Он отвечает сразу за множество способностей артикуляции. Особенно порадовало то, что незамедлительно попытались посадить человеческий вариант этого гена мышам. Слава Богу, вроде бы, мыши не заговорили, но кто знает...

Позднее был найден FOXB1, его повреждения обнаруживают у людей с проблемами кратковременной памяти.

Позже была обнаружена зона HAR, часть генома значительно отличающаяся от генома шимпанзе и развивавшаяся у человека очень быстро. Установлена его связь с развитием мозга у эмбрионов.

Тут надо учитывать, что во-первых, гены отвечают не за одну функцию, а один за многие функции и многие гены влияют на одну функцию. А во-вторых, эксперименты на человеческих эмбрионах этически очень сомнительны. Т.е. повредить ген человеческого эмбриона и посмотреть что получится, это невозможный эксперимент. Поэтому данные используются косвенные. На животных, на живых культурах клеток (например, ткани мозга).

При том, что разница у нас с шимпанзе минимальная, нет какой-то одной отдельной причины для человеческой речи.

P.S. Если речь, то и мышление. А вот самоосознание, это очень сложно проверить. Есть десятки разных предположений, тестов, которые проходят животные и без речи, но доказывать тут что-либо сложно. Для каждого отдельного акта (как, например, опознание себя в зеркале) самоосознание и не требуется, и некоторые животные им владеют, а вот в целом, ясности нет.

-1
Прокомментировать
Ответить