Григорий Родбел
декабрь 2015.
4897

Какой вклад внес в науку Умберто Эко?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
17
4 ответа
Поделиться

В первую очередь Умберто Эко - теоретик эпохи постмодернизма в литературе и выдающийся семиотик. Его романы суть яркие представители интеллектуальной прозы. В большей степени Эко создавал (именно создавал) свои романы как ученый, а не писатель. Их структура многопланова и обладает метанарративными свойствами. Эко собирает свои романы, как конструктор, черпая элементы именно из вышеупомянутого трансдискурсивного поля знаний. Произведение - поле для игры между писателем и читателем (причем, что Эко разделяет "писателя" и "читателя" на образцовых и эмпирических). И романы Эко являются потрясающим примером этой постмодернистской игры. Писатель прячет под несколькими слоями определенную аллюзию или отсылку, которую должен разгадать или найти читатель/литературный критик, чтобы дальше следовать по маршруту книги. Эко замечательно реализует идеи постмодернистской и постструктуралистской эстетики. Согласно этой эстетике, писателю больше нечего создавать, он не может написать ничего нового, но лишь только черпать структуры и детали из опыта прошлого. Как писал сам Эко в "Заметках на полях "Имени розы": "Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюблённого в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей «люблю тебя безумно», потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы — прерогатива Лиалы. Однако выход есть. Он должен сказать: «По выражению Лиалы — люблю тебя безумно». При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до её сведения то, что собирался довести, — то есть, что он любит её, но что его любовь живёт в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймёт, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не даётся, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии. И всё-таки им удалось еще раз поговорить о любви". По-моему, это высказывание идеально характеризует все постмодернистскую эстетику. В своем теоретическом понимании "автора" Эко близок, с одной стороны, и Ролану Барту, и, с другой, - Михаилу Бахтину. Для Эко "автор" это уже не скриптор, но все же некое обезличенное существо, идентификация которого происходит по средствам наличия нарративных стратегий или (здесь Эко схож с Бахтиным) ценностных установок, проще говоря, наличия стиля.

27
Прокомментировать

Умберто Эко историк-медиевист, мне сложно судить, я мало увлекался средними веками и не читал его исторических работ, но он много писал интересного о литературе, искусстве и философии современного общества, чем в общем и прославился. Ну и конечно он автор нашумевших книг Имя Розы и Маятник Фуко.

Особая его заслуга в развитии идей семиотики, чему он посвятил свои романы, в частности мой любимый - "Имя Розы". Роман интересен обманчивой структурой, он имеет форму детектива, но под тонким слоем детектива скрыт пласт истории средневековой Европы и социально-политических процессов в ней. А ещё глубже пласт философских рассуждений. Даже массовый читатель, взяв в руки захватывающий детектив, с помощью интертекстуальности романа, получить массу информации, выходящей за рамки формата детектива.

Если обобщить и не вдаваться глубоко, то У. Эко популяризатор науки, как Ричард Докинз, только от гуманитариев.

19

У. Эко поглубже Доккинза будет (да и не такой уж он популяризатор).

+3
Ответить

Домохозяйки, офисные планктоны и прочие, которые стали разбираться на общем уровне в противоборстве гвельфов и гибеллинов и еретических сектах 14 века, могут не согласится.

+4
Ответить

Вы попробуйте разобраться с его трудами по семантике текста, тогда поймете, что комментатор выше недалек от истины :) 

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Главные его труды "Имя" и "Маятник". Я читал у Эко больше трудов, в том числе и по этой теме. Но дело в том, что ответ предполагает обобщенность, чем так знаменит, не написал бы он бестселлеров, и оставался бы простым учёным и философом, известным в узких кругах. Толстого тоже по трем романам знают, а написал он очень много чего. И Докинз с Хокингом, я уверен, писали сложные для понимания неспециалиста научные работы, и прославились тоже не ими.

+1
Ответить
Прокомментировать

Из того, что видела я - у Эко очень интересные литературоведческие работы, как минимум. В прошлом году читала книгу "Шесть прогулок в литературных лесах" - это отличная работа по скромному мнению выпускника Литинститута (то есть меня). Насколько я поняла из книги, он даже преподает в ВУЗе какой-то близкий к литературоведению предмет.

Не знаю, можно ли это назвать именно вкладом - но для общего развития его вполне можно советовать почитать.

Татьяна Хватининаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить