Алексей Климовский
декабрь 2015.
1123

Что нужно сделать, что бы повысить качество обучения в ВУЗах и сделать наличие диплома о высшем образовании важным для работодателя и самого выпускника?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
4 ответа
Поделиться

Чтобы повысить качество образования, нужно прежде всего повысить качество преподавателя. А это должна быть личность харизматичная, увлеченная, прекрасно знающая предмет и понимающая как его подать. Преподаватель должен быть устойчивым и сбалансированным человеком с прекрасными навыками общения. Чтобы такие интересные, интеллектуально развитые люди пошли работать в ВУЗ, они должны получать достойное вознаграждение. ВУЗы на данный момент предлагают мизерную оплату. И я абсолютно уверена, что человек с описанными выше качествами сможет найти заработок в самых разных сферах. Из преподавателей высокого уровня остаются работать те, кто занимается научными исследованиями, на которые возможно получить гранты.

Но это еще не все. Программа обучения в университетах должна учитывать потребности рынка и работодателей. Например, студент, изучающий менеджмент, на выходе должен четко понимать как работают бизнес-процессы в разных отраслях, ориентироваться в системах мотиваций, то есть, знать их не в качестве вызубренного правила, а как применять в рабочих ситуациях в зависимости от сотни разных факторов.

У высшего образования есть еще одна функция -это подготовка элиты: экономической, политической и академической. Для того, например, чтобы законы разрабатывали люди, хорошо разбирающиеся в юриспруденции. На данный момент в России элитарного гуманитарного образования просто не существует. С подготовкой ученых в естественнонаучных областях некоторые ВУЗы еще справляются; проблемы начинаются тогда, когда талантливые выпускники сталкиваются с отсутствием научной базы, где можно было бы заниматься исследованиями и научными разработками.

Когда высшее образование перестает быть элитарным, то, качество, как мы видим, сильно снижается. И тогда высшее образование перестает быть фактором, гарантирующим определенный уровень кандидата на рабочее место.

И то нелепое положение, когда на должности, требующие не очень высоких навыков, требуется высшее образование, абсолютно его дискредитирует! Этот порочный круг хорошо встраивается в систему - бесчисленным российским ВУЗам нужно оправдывать свое существование.

Будет ли что-то сделано для улучшения ситуации в обозримом будущем? К сожалению, нет. Нужна грандиозная реформа, но в ней не заинтересованы лица и институты, обладающие властью.

8
0
Прокомментировать

Вы задали не один, а два, даже три вопроса. Разные вопросы - разные ответы. Второй вопрос. Мне не кажется, что наличие диплома о высшем образовании недостаточно важно для современного работодателя. Соответственно, не считаю нужным увеличивать уровень этой самой важности. Третий вопрос. Я думаю, что выпускник (студент, абитуриент) уж слишком большое значение придаёт наличию этой корочки. Значение нужно придавать знаниям и умениям, а не бумажкам. Не надо повышать важность бумаги, за которой (очень часто) мало чего стоит. И, наконец, мой ответ на первый вопрос. Чтобы повысить качество обучения в вузах, нужно СУЩЕСТВЕННО УМЕНЬШИТЬ ЧИСЛО МЕСТ В ВУЗАХ. Конечно, нужно ещё много чего сделать (например, создавать рабочие места и учреждения среднего профессионального образования), но начать необходимо именно с этого во избежание отвратительной профанации самой идеи высшего образования. Количество мест в вузах в разы превышает число выпускников школ, способных серьёзно осваивать вузовские программы. Да, при этом нужно сокращать преподавательские ставки в вузах, хотя и не строго пропорционально численности студентов. Ничего не поделаешь.

Александр Штернотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-1
Прокомментировать

Всё очень просто -- по моим ощущениям, диплом о высшем образовании стал обязательным требованием при приёме на очень многие места работы. Причём, что самое печальное, его наличие намного важнее, чем то, на кого и как вы учились.

Соответственно ответ на вторую часть вашего вопроса -- нужно организовать условия, в которых человек может работать и нормально зарабатывать и без диплома о высшем образовании. Условия, в которых работодатель будет смотреть не на корочку, а на то, обладает ли потенциальный работник необходимыми компетенциями. Частично этот процесс происходит и сейчас -- например потихоньку реабилитируется среднее специальное образование, зарплаты у "рабочих" специальностей (типа столяра), насколько я слышал из разных источников, возрастают. В некоторых сферах деятельности, кстати, традиционно уделяют меньше внимания диплому, и больше -- опыту, желанию учиться и компетентности -- например, в IT.

Тогда в высшее образование будут идти только те, кому это необходимо и кто будет работать по специальности. Мотивация учиться будет намного выше. Тогда и качество обучения, на мой взгляд, подтянется. Потому что в условиях, когда большинство студентов пришло ради корочки, неизбежен переход образования в "презентационно-рефератную" плоскость (когда всё, что от тебя требуется -- сделать за семестр пару рефератов и презентаций, а на уровень твоих знаний всем всё равно).

Алексей Решетнякотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-1
Прокомментировать

Мое субъективное мнение - в вузах преподаватели слишком плохо знакомы с разными исследованиями о том, как работает наш мозг, и плохо знают психологию. Например, каждый вспомнит хотя бы одного преподавателя, который задавал вопрос в аудиторию, а потом так или иначе высмеивал ответы студентов. Уже понятно, что к концу курса, меньшее количество студентов будет вовлечено в этот процесс. Или, например, негативные эмоции и стресс плохо влияют на качество запоминания материала. Это, что касается устранения негативных моментов. Но можно не просто устранять негативные факторы, но и добавлять позитивные. Память и усвоение материала происходит более качественно, если это нанизывать на уже имеющиеся знания или опыт студентов. Таким образом, вы "помогаете" их мозгу установить необходимые связи. Это лишь несколько примеров тех исследований, которые могут быть полезны преподавателям.

Что касается второй части вопроса. У работодателя стоит задача выбрать среди множества претендентов наилучшего. Факторов много. Если какой-то фактор присутсвует у всех претендентов, то это бесполезный фактор, потому что по нему нельзя отфильтровать, сократить множество претендентов. В настоящее время диплом о высшем образовании является таким фактором.

1
0
Прокомментировать
Ответить