Что нужно сделать, что бы повысить качество обучения в ВУЗах и сделать наличие диплома о высшем образовании важным для работодателя и самого выпускника?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
4 ответа
Поделиться

Чтобы повысить качество образования, нужно прежде всего повысить качество преподавателя. А это должна быть личность харизматичная, увлеченная, прекрасно знающая предмет и понимающая как его подать. Преподаватель должен быть устойчивым и сбалансированным человеком с прекрасными навыками общения. Чтобы такие интересные, интеллектуально развитые люди пошли работать в ВУЗ, они должны получать достойное вознаграждение. ВУЗы на данный момент предлагают мизерную оплату. И я абсолютно уверена, что человек с описанными выше качествами сможет найти заработок в самых разных сферах. Из преподавателей высокого уровня остаются работать те, кто занимается научными исследованиями, на которые возможно получить гранты.

Но это еще не все. Программа обучения в университетах должна учитывать потребности рынка и работодателей. Например, студент, изучающий менеджмент, на выходе должен четко понимать как работают бизнес-процессы в разных отраслях, ориентироваться в системах мотиваций, то есть, знать их не в качестве вызубренного правила, а как применять в рабочих ситуациях в зависимости от сотни разных факторов.

У высшего образования есть еще одна функция -это подготовка элиты: экономической, политической и академической. Для того, например, чтобы законы разрабатывали люди, хорошо разбирающиеся в юриспруденции. На данный момент в России элитарного гуманитарного образования просто не существует. С подготовкой ученых в естественнонаучных областях некоторые ВУЗы еще справляются; проблемы начинаются тогда, когда талантливые выпускники сталкиваются с отсутствием научной базы, где можно было бы заниматься исследованиями и научными разработками. ЕГЭ ближе, чем кажется... Что мне с сегодняшнего дня делать, чтобы через 9 месяцев я успешно сдал ЕГЭ?Возможно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов, готовясь самостоятельно (без репетиторов)? Почему экзамены ОГЭ/ЕГЭ длятся 3 часа 55 минут, а не просто 4 часа?Правда ли, что варианты на экзаменах (ЕГЭ/ОГЭ) легче тех, что дают при написании пробников?Какие самые простые и сложные ЕГЭ сейчас существуют?

Когда высшее образование перестает быть элитарным, то, качество, как мы видим, сильно снижается. И тогда высшее образование перестает быть фактором, гарантирующим определенный уровень кандидата на рабочее место.

И то нелепое положение, когда на должности, требующие не очень высоких навыков, требуется высшее образование, абсолютно его дискредитирует! Этот порочный круг хорошо встраивается в систему - бесчисленным российским ВУЗам нужно оправдывать свое существование.

Будет ли что-то сделано для улучшения ситуации в обозримом будущем? К сожалению, нет. Нужна грандиозная реформа, но в ней не заинтересованы лица и институты, обладающие властью.

8
Прокомментировать

Вы задали не один, а два, даже три вопроса. Разные вопросы - разные ответы. Второй вопрос. Мне не кажется, что наличие диплома о высшем образовании недостаточно важно для современного работодателя. Соответственно, не считаю нужным увеличивать уровень этой самой важности. Третий вопрос. Я думаю, что выпускник (студент, абитуриент) уж слишком большое значение придаёт наличию этой корочки. Значение нужно придавать знаниям и умениям, а не бумажкам. Не надо повышать важность бумаги, за которой (очень часто) мало чего стоит. И, наконец, мой ответ на первый вопрос. Чтобы повысить качество обучения в вузах, нужно СУЩЕСТВЕННО УМЕНЬШИТЬ ЧИСЛО МЕСТ В ВУЗАХ. Конечно, нужно ещё много чего сделать (например, создавать рабочие места и учреждения среднего профессионального образования), но начать необходимо именно с этого во избежание отвратительной профанации самой идеи высшего образования. Количество мест в вузах в разы превышает число выпускников школ, способных серьёзно осваивать вузовские программы. Да, при этом нужно сокращать преподавательские ставки в вузах, хотя и не строго пропорционально численности студентов. Ничего не поделаешь.

2
Прокомментировать

Всё очень просто -- по моим ощущениям, диплом о высшем образовании стал обязательным требованием при приёме на очень многие места работы. Причём, что самое печальное, его наличие намного важнее, чем то, на кого и как вы учились.

Соответственно ответ на вторую часть вашего вопроса -- нужно организовать условия, в которых человек может работать и нормально зарабатывать и без диплома о высшем образовании. Условия, в которых работодатель будет смотреть не на корочку, а на то, обладает ли потенциальный работник необходимыми компетенциями. Частично этот процесс происходит и сейчас -- например потихоньку реабилитируется среднее специальное образование, зарплаты у "рабочих" специальностей (типа столяра), насколько я слышал из разных источников, возрастают. В некоторых сферах деятельности, кстати, традиционно уделяют меньше внимания диплому, и больше -- опыту, желанию учиться и компетентности -- например, в IT.

Тогда в высшее образование будут идти только те, кому это необходимо и кто будет работать по специальности. Мотивация учиться будет намного выше. Тогда и качество обучения, на мой взгляд, подтянется. Потому что в условиях, когда большинство студентов пришло ради корочки, неизбежен переход образования в "презентационно-рефератную" плоскость (когда всё, что от тебя требуется -- сделать за семестр пару рефератов и презентаций, а на уровень твоих знаний всем всё равно).

Алексей Решетнякотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить