Дарья Daria
декабрь 2015.
8436

Какие эксперименты с шокирующими выводами проводились над людьми, животными или растениями (вроде Стэнфордского тюремного эксперимента)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
18
6 ответов
Поделиться

Иерархия у крыс

Над крысами был проведен эксперимент. С целью изучения их способности к плаванию Дидье Дезор, ученый из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси, поместил шесть крыс в клетку, откуда был только один выход - в бассейн. Чтобы добраться до кормушки с пищей, нужно было переплыть бассейн. Очень скоро выяснилось, что вовсе не все крысы отправляются добывать пищу. Роли распределились следующим образом: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, один независимый пловец и один козел отпущения. Два эксплуатируемых плыли за едой. Когда они возвращались в клетку, два эксплуататора били их и окунали головами в воду до тех пор, пока те не отпускали добычу. Только накормив своих повелителей, двое рабов получали собственную порцию. Эксплуататоры никогда не переплывали бассейн, чтобы насытиться, им было достаточно поколотить пловцов. Независимый пловец был достаточно силен и не подчинялся эксплуататорам. И, наконец, козел отпущения не мог ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, он просто собирал рассыпавшиеся во время драк крошки. Такая же структура группы - два эксплуатируемых, два эксплуататора, независимый пловец и козел отпущения - повторилась во время эксперимента в двадцати клетках.

Чтобы лучше понять механизм возникновения иерархии, Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть эксплуататоров. Они дрались всю ночь. К утру роли распределились по привычной схеме: два эксплуататора, два эксплуатируемых, независимый пловец и козел отпущения. Эксперимент с шестью эксплуатируемыми, шестью независимыми и шестью козлами отпущения дал тот же результат. Еще один результат этих опытов ученые из Нанси узнали, вскрыв черепа испытуемых и проанализировав состояние их мозга. Самому разрушительному воздействию стресса подверглись не козлы отпущения, не эксплуатируемые, а эксплуататоры. Они боялись, что рабы перестанут им подчиняться.

Текст взят из книги Б.Вербера "Энциклопедия Относительного и Абсолютного знания"

95
-2

Разве крысы социальные животные? И можно ли проводить параллель между такими исследованиями и человеческой жизнью?

-7
Ответить

Не Игорь

Для вас это новость, что они социальные? В отличие, например, от лис, медведей.

+1
Ответить
Прокомментировать

Специалисты Университетского колледжа Лондона (UCL), повторили классический эксперимент Стенли Милгрэма, в котором ученый пытался выяснить степень подчинения человека приказам.

Милгрэм начал свои исследования в 60-ых годах прошлого века, с тем чтобы понять, каким образом граждане Германии в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. В рамках эксперимента испытуемому поручали роль "учителя", который должен быть задавать вопросы "ученику" и бить его током за неправильные ответы, с каждым разом увеличивая мощность электрического разряда. В роли "ученика" выступал сотрудник лаборатории, который изображал болезненную реакцию на несуществующие удары током.

Результаты эксперимента оказались обескураживающими: подавляющее большинство испытуемых настолько входили в раж, что повышали напряжение до 450 вольт (в реальности это привело бы к смерти "ученика"). Стенли Милгрэм провел опыт еще несколько раз и пришел к выводу, что необходимость повиновения авторитетам укоренилась в человеческом сознании чрезвычайно глубоко. Подробно об исследованиях Милгрэма можно прочитать здесь.

Специалисты из UCL под руководством профессора Мела Слейтера решили провести аналогичный опыт, но уже в киберпространстве. Испытуемые должны были задавать вопросы виртуальной особе женского пола, которую тоже следовало наказывать ударами тока за неправильные ответы, причем каждый последующий электрический разряд был сильнее предыдущего. Из 34 подопытных 23 человека могли видеть графический образ виртуальной "жертвы", а одиннадцать - общались с "ученицей" только посредством текстового интерфейса.

Всем участникам разрешено было использовать не более двадцати ударов током. Те, кто не видел виртуальную женщину, израсходовали весь лимит, наказывая ее электрическими разрядами двадцать раз подряд. А среди тех, кто видел "жертву", семнадцать человек ударили ее током по двадцать раз, трое - по девятнадцать раз, один человек - восемнадцать раз, один - шестнадцать и, наконец, самый "милосердный" использовал электрический разряд девять раз.

В ходе опыта производился мониторинг физиологического состояния испытуемых, которые, как ни странно, реагировали так, как будто бы "ученица" была реальным человеком и испытывала настоящую боль. Именно из сострадания к виртуальной женщине половина из тех, кто мог видеть ее изображение, прервали эксперимент.

По словам Мела Слэйтера, результаты эксперимента указывают на то, что киберпространство с успехом можно использовать для исследований, которые невозможно провести в реальности в силу этических или нравственных причин. К примеру, виртуальность поможет специалистам выяснить, почему добрые по натуре люди участвуют в групповых нападениях на личность или проявляют жестокость, играя в футбол.

Еще о повторении эксперимента С. Милгрэма gazeta.ru Об эксперименте Милгрэма wikipedia.org

Меня лично не оставила равнодушной информация, представленная в советском документальном фильме. Буду благодарна за ссылки и выходные данные ленты и на само исследование (видеозапись представляет из себя демонстрацию выводов, а не эксперимент в чистом виде).

https://www.youtube.com/watch?v=IlaMpXE2uO8

22
-1
Прокомментировать

«Я и другие». Документальный фильм (СССР, 1971).
www.youtube.com/embed/_LYe58b-3HM?wmode=opaque

Фильм состоит из документальных съемок психологических экспериментов в области социальной психологии. Голос диктора за кадром комментирует ход эксперимента и реакцию людей.

Съемочная группа ставила перед собой задачу показать, что конформизм не свойственен советскому человеку, однако результаты экспериментов доказывали обратное: независимо от страны законы психологии заставляют человека ориентироваться на мнение группы, иногда доходя до абсурда.
Эксперименты проводила Валерия Мухина.

Приз и диплом Международного кинофестиваля, г. Оломоуц, Чехословацкая республика (1972).

7
0
Прокомментировать

Эксперимент третья волна чем-то близок Стэнфордскому. Можете погуглить, но суть в том, что учитель на примере учеников 10 классов (в США) показал как общество легко и добровольно может принимать и поддерживать тоталитарные идеологии и режимы.

8
-2

Даже фильм про этот эксперимент снят .так и зовётся -"волна"

+1
Ответить
Прокомментировать

Вычитал в одной научно-популярной книге по работе и строению кишечника. Воистину третий мозг. Отрывок:

То, что наш кишечник может не только принимать участие в формировании эмоций, но и влиять на принятие решений, а также, предположительно, на наше поведение, – это интересная гипотеза, подтверждение которой пытаются найти многие ученые. 

Команда Штефана Коллинза весьма продвинулась в своих исследованиях. Эксперимент проводился на мышах двух различных видов, чье поведение тщательно фиксировалось. Мыши штамма ВАLB-С – более пугливые и ведут себя скромнее, чем их собратья штамма NIH-SWISS, которые любопытнее и смелее. Испытуемые получали коктейль из трех различных антибиотиков, которые действуют только в кишечнике и убивают популяцию кишечной флоры. 

На заключительной стадии эксперимента мышам вводили бактерии кишечной микрофлоры другой испытуемой популяции. В тесте на поведенческие реакции была отмечена смена ролей. Мыши штамма ВАLB-c стали более смелыми, а NIH-SWISS – более пугливыми.

Таким образом, было доказано, что кишечник в состоянии влиять на поведенческие реакции мышей. На человеке такие эксперименты пока провести нереально, поскольку очень много не изученных в отношении видового состава бактерий кишечника, а также нераскрытых загадок, касающихся «мозга» кишечника и кишечно-мозгового нервного пути.

1
0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить