Специалисты Университетского колледжа Лондона (UCL), повторили классический эксперимент Стенли Милгрэма, в котором ученый пытался выяснить степень подчинения человека приказам.
Милгрэм начал свои исследования в 60-ых годах прошлого века, с тем чтобы понять, каким образом граждане Германии в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. В рамках эксперимента испытуемому поручали роль "учителя", который должен быть задавать вопросы "ученику" и бить его током за неправильные ответы, с каждым разом увеличивая мощность электрического разряда. В роли "ученика" выступал сотрудник лаборатории, который изображал болезненную реакцию на несуществующие удары током.
Результаты эксперимента оказались обескураживающими: подавляющее большинство испытуемых настолько входили в раж, что повышали напряжение до 450 вольт (в реальности это привело бы к смерти "ученика"). Стенли Милгрэм провел опыт еще несколько раз и пришел к выводу, что необходимость повиновения авторитетам укоренилась в человеческом сознании чрезвычайно глубоко. Подробно об исследованиях Милгрэма можно прочитать здесь.
Специалисты из UCL под руководством профессора Мела Слейтера решили провести аналогичный опыт, но уже в киберпространстве. Испытуемые должны были задавать вопросы виртуальной особе женского пола, которую тоже следовало наказывать ударами тока за неправильные ответы, причем каждый последующий электрический разряд был сильнее предыдущего. Из 34 подопытных 23 человека могли видеть графический образ виртуальной "жертвы", а одиннадцать - общались с "ученицей" только посредством текстового интерфейса.
Всем участникам разрешено было использовать не более двадцати ударов током. Те, кто не видел виртуальную женщину, израсходовали весь лимит, наказывая ее электрическими разрядами двадцать раз подряд. А среди тех, кто видел "жертву", семнадцать человек ударили ее током по двадцать раз, трое - по девятнадцать раз, один человек - восемнадцать раз, один - шестнадцать и, наконец, самый "милосердный" использовал электрический разряд девять раз.
В ходе опыта производился мониторинг физиологического состояния испытуемых, которые, как ни странно, реагировали так, как будто бы "ученица" была реальным человеком и испытывала настоящую боль. Именно из сострадания к виртуальной женщине половина из тех, кто мог видеть ее изображение, прервали эксперимент.
По словам Мела Слэйтера, результаты эксперимента указывают на то, что киберпространство с успехом можно использовать для исследований, которые невозможно провести в реальности в силу этических или нравственных причин. К примеру, виртуальность поможет специалистам выяснить, почему добрые по натуре люди участвуют в групповых нападениях на личность или проявляют жестокость, играя в футбол.
Еще о повторении эксперимента С. Милгрэма gazeta.ru Об эксперименте Милгрэма wikipedia.org
Меня лично не оставила равнодушной информация, представленная в советском документальном фильме. Буду благодарна за ссылки и выходные данные ленты и на само исследование (видеозапись представляет из себя демонстрацию выводов, а не эксперимент в чистом виде).
Эксперимент третья волна чем-то близок Стэнфордскому. Можете погуглить, но суть в том, что учитель на примере учеников 10 классов (в США) показал как общество легко и добровольно может принимать и поддерживать тоталитарные идеологии и режимы.
Даже фильм про этот эксперимент снят .так и зовётся -"волна"
Разве крысы социальные животные? И можно ли проводить параллель между такими исследованиями и человеческой жизнью?