кадр из фильма "бриллиантовая рука"
Anastasia Smolina
декабрь 2015.
3639

Откуда пошел вопрос "Ты меня уважаешь?" как предложение выпить? Почему отказ выпить - это неуважение, как это объяснить иностранцу?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
10
3 ответа
Поделиться

Еще в романе Петрония «Сатирикон» богач и транжира Трималхион, угощая гостей на пиру, велит подать вина и рабам, при этом строго настрого наказывает, чтобы тем, кто откажется пить, вино выливали на голову. Здесь очень важно уяснить особую роль вина как своего рода скрепляющей сути совместного пиршества, которое в греческом языке именуется симпосием (συμπόσιον < от глагола συμπίνω, т.е. пить совместно). Немаловажно учитывать также и древнюю культовую роль вина, которое выступало в своем роде испытанием. Все помним поговорку in vino veritas, суть которой, на самом деле, распознать нрав человека, с которым ты пируешь. Вино развязывает язык, потому что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Вино помогает приоткрыть тайны: и не случайно Мидас ловит Силена на винную приманку. Подробнее обо всем этом можно почитать: Лиссарраг Ф. Вино в потоке образов. М. 2008. Таким образом, обязательность потребления напитка на пиру уходит корнями в глубокую древность, не стоит записывать это на счет собственно русской культуры, это откровенный стереотип.

Если касаться конкретно русской культуры, то здесь стоит обратиться к запискам иностранцев о России XVI-XVII века. Угощение алкоголем составляло важную часть приема гостей. Голландец Николаас Витсен оставил очень яркое описание того, как при дворе царя Алексея Михайловича послов активно напаивали, подавая чаши с крепкими напитками и произнося тосты всегда со строго уговоренной очередностью. Первым и последним тостом всегда был тост за царя, между этими тостами шли прочие славословия в адрес тех или иных важных лиц (глав тех государств, которые прислали дипломатов, сыновей монарха etc). Отказаться пить такой тост - значит проявить неуважение к означенной важной персоне. Голландец очень красочно описывает, как наши дипломаты отказывались пить за глав иностранных государств прежде, чем за сыновей монарха, - в этом сказывалась степень уважения.

Ну и потом не стоит отметать такую традицию, как недопустимость отказа от угощения, что во многих культурах является прямым оскорблением для хозяина стола.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
42

Конечно, глубокие исторические корни прояснены, но, к сожалению, это не проливает свет на появление данной конкретной формулировки вопроса. Т.е. мог ли он быть задан в 19 в. (кем, сословная принадлежность), или в 20в. в дореволюционное царское время, или только в СССР и опять же - почему, когда, кем...

+1
Ответить

К тому же, этот вопрос относится только к предложению водки. Ни вино, ни пиво, ни коньяк, ни другие спиртные напитки этот вопрос не сопровождает. Отсылка к "Сатирикону" в данном случае ничего не проясняет, увы. Наблюдения обычаев при русском царском дворе 16-17 вв. объясняют культурно-исторические истоки, но не сам вопрос. Ждем уточнений в будущих ответах)

+1
Ответить
Прокомментировать

Как показывает история, на протяжении тысячелетий во многих культурах знатные сословия боялись отравления на пирах из мести и конкуренции за власть. А алкоголь(вино в частности) хорошо маскирует яды. И история с "отпей ка ты сначала из моего кубка" тоже оттуда растёт. И, со временем, отказ от общего распития вошло в общество, как недоверие и проявление неуважения.

Так и объяснить иностранцу. Возможно он даже вспомнит, кого в его исторической культуре подобным образом отравили, расскажет вам, и да здравствует космополитизм! (тут можно выпить)

3
Прокомментировать

На четвертой ступени пирамиды Маслова стоит потребность в уважении. Все мы хотим быть признанными и одобренными обществом Так, напиваясь, у человека начинает открываться его подсознание, и поэтому в такие моменты человек спрашивает такие вопросы.

2
Прокомментировать
Ответить