Никита Морозов
декабрь 2015.
805

Почему существует прогресс? Что его движет?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
1 ответ
Поделиться

Двигает прогресс диалектическое противоречие, которое является основой для развития кризисов, толкающих нас вверх по спирали развития (если верить Гегелю).

В общем, у нас есть два пути изменения - вширь (количественный рост) и вверх (качественный рост). Изменение в обоих направлениях является непременным условием развития, без одного не может быть другого, они находятся в постоянном диалектическом взаимодействии (то есть едины, но противоположны). Наличие диалектического противоречия между количеством и качеством приводит к развитию (количественная достаточность, но качественная неразвитость или наоборот).

Существует два основных состояния в развитии:

- литический период, относительно спокойный, длительный, происходит количественное накопление знаний (если брать в пример онтогенез человека, то это первый год - полтора жизни, когда он слышит много слов, но сам не говорит);

- критический период, являющийся стрессовым, кратковременный, характеризуется качественным скачком (в онтогенезе человека, это появление необходимости в назывании объектов, то есть появление речи).

Критический период возникает в тот момент, когда количества накопленного опыта (ресурса) с одной стороны достаточно много, а с другой он уже хорошо изучен. Плюс к этому, возникают новые потребности, на которые уже недостаточно текущих ресурсов. В итоге появляется возможность и необходимость выйти на новый уровень взаимодействия с накопленным материалом. Происходит переход от количественных изменений к качественному скачку (от роста к развитию).

Если рассматривать развитие речи:

сначала мы слышим слова, их становится очень много вокруг,

возникает определенная закономерность (они говорят ведро всякий раз, находясь рядом с этим объектом) в их использовании,

а затем появляется необходимость, так как другие стали слишком часто прибегать к речи для передачи информации,

появляется первое синкретическое понятие об окружающем мире (все слова "имена собственные", вилка - это конкретная вилка, а не род объектов),

количество слов растет, другие постепенно перестают понимать указывающие жесты и нечленораздельные крики, из-за возрастания сложности возникающих потребностей (хочется не просто кашу, а кашу из яблока и клубники),

возникает необходимость в передаче информации более точным образом,

формируются первые попытки использовать более четкую речь (гуления и угуканья),

этого все еще недостаточно, появляются первые слова.

Развитие происходит по спирали, это видно даже в приведенном примере. Сначала мы думаем, что у нас сформировалась речь (мы понимаем слова), потом осознаем что нет, речи у нас еще нет, и начинаем работать над ней, а потом приходит осознание, что вот она появилась. То есть происходит действие закона отрицания отрицания (это верно, это неверно, это не неверно), в следствие чего мы получаем изначальную функцию на качественно новом уровне, то есть развиваемся по спирали (оказываемся в той же точке, но на этаж выше).

Таким образом, развитие происходит за счет диалектического противоречия между качеством и количеством. Стоит помнить, что развитие одного феномена тесно связано с изменениями в других сферах, то есть вся наша цивилизация является целостной системой (организмом), развитие отдельных частей которой приводит к тем или иным изменениям как системы в целом, так и отдельных ее элементов.

Для изучения темы можно почитать монографию Льва Семеновича Выготского "Психология развития человека", в которой изложены основные принципы развития как феномена на примере онтогенеза человека.

5
Прокомментировать
Ответить