Ekaterina Bentz
декабрь 2015.
4847

Есть выражение"беспорядочное чтение",а как читать художественную литературу "системно"? Существует ли план чтения, который может сделать его более плодотворным?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
23
5 ответов
Поделиться

Попытки систематизировать чтение предпринимаются давно. Президент Гарвардского университета Чарльз Элиот считал, что книги, которые нужно прочесть для того, чтобы получить элементарное гуманитарное образование, могут уместиться на одну полку. В 1909 году он составил серию Harvard Classics из 51 тома, которую с тех пор называют "полкой доктора Элиота". Она по сих пор невероятно популярна, хорошо продается совсем свежий путеводитель "The Harvard Classics in a Year", выстроенный буквально по дням:

1 января: Советы Бенджамина Франклина на грядущий Новый год

2 января: Ранняя поэзия Джона Мильтона

и так далее.

Если этого мало, то есть компендиум Клифтона Фадимана "The Lifetime Reading Plan" (1960), список всего на свете с жутко вздорными и субъективными, но оттого и интересными комментариями по поводу того, что надо, а что не надо читать развитому человеку, а также почему и в каком порядке читать необходимое, чтобы оно в голове хорошо осело.

Александр Зайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
20
-1

Подскажите пожалуйста где можно найти этот список в том варианте что вы скинули( где "1 января - ..") ? А то нашёл только на википедии оригинальный список доктора по ступеням.

0
Ответить

Например, вот здесь:

Промотайте до самого низа, там месяцы. В принципе, 90% текстов переведено, можно читать по-русски, только план этот прогнать через переводчик.

0
Ответить

Почему-то пропадают ссылки. Попытка номер два:

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Номер три, последний раз, ничего не понимаю. mensetmanus.net

0
Ответить

Вот, с третьего раза получилось.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Зачастую, особенно в педагогической литературе, под "системным чтением" подразумевают "культуру чтения" вообще, что включает в себя как регулярность (ежедневность) чтения, так и способность к чтению и осмыслению сложных текстов. Но главное - это сформированный при этом навык ориентироваться в информационном поле, знать источники, находить необходимые знания и оперировать полученными сведениями. При этом сам процесс не обязательно должен подчиняться какой-то определенной программе, следовать заданному алгоритму или канону. Человек может от классики переходить к беллетристике и обратно, главное, что он читает постоянно, понимает и может обсуждать прочитанное.

В качестве же плана для систематического чтения художественной литературы можно порекомендовать "список Бродского" adme.ru

7
0
Прокомментировать

На этот вопрос есть два ответа. Один конвенциональный: надо взять какой-нибудь общий список вроде тех, что описывается в ответе Александра Зайцева (школьная программа тоже сгодится), и одолеть его — лучше в хронологическом порядке, потому что так будет больше понятно, но вообще-то можно как угодно, главное, чтобы в итоге список был освоен. Чем длинее будет список, тем больше поинтов. Другой ответ предполагает более буквальное понимание «системности»: можно просто выбрать какой-то жанр или набор текстов и последовательно его осваивать. Важно, что этот набор текстов может быть любым: можно выбрать английскую литературу XVIII в. комиксы про Бэтмена, книжки по мотивам «Звездных войн», китайские средневековые романы — если вы хорошо понимаете, что вам надо, никто не сможет сказать, что ваше чтение «бессистемно». В итоге можно пролететь мимо медали за широкую эрудицию, но получить не менее ценный статус узкого специалиста.

4
0

Школьная программа сгодится с большим трудом: там все-таки работает прежде всего дидактический и возрастной принцип: "в этом возрасте для воспитания ребенка нужно бы вот это, а вот это еще рано". Какая-то система только к старшим классам проглядывает, да и то в русской классике. Я совсем не уверен, что вершинами американской литературы являются "Хижина дяди Тома" и "Белый клык", а в программе болтается именно это. Не потому что система, а потому что легко извлечь мораль и детям объяснить.

Это в порядке дискуссии, понятное дело. :)

-1
Ответить

Канон на то и канон, чтобы быть в меру бессмысленным :) Но я под школьной программой имел в виду прежде всего русскую литературу с 9 класса и дальше.

+1
Ответить
Прокомментировать

Не знаю, отвечу ли я на ваш вопрос, но вот как делаю я: Выбираю книгу наиболее мне интересную, далее если в книге затронуты какие-либо интересующие меня темы ищу произведения именно по этим темам и т.д. Прочитав "множественные умы Билли Миллигана" я перешла на "Цветы для Элджернона" и "Сибил".

4
-3
Прокомментировать

присоединюсь к Дмитрию Николаеву по поводу двух способов систематизации чтения: 1. взять уже готовый, кем-то составленный список; 2. Выбрать жанр, тему, событие, временной отрезок и последовательно осваивать.

Сам читаю художку тематически, что дает возможность вникнуть в проблематику и составлять список поднимаемых вопросов самой темой, а не конкретным автором.

Науч. лит. с привязкой к истории развития проблематики, от первых упоминаний - до того, какие вопросы ставят современники.

Также присоединюсь к идее о целеустремленном чтении. Если есть ответы на вопросы "зачем мне это читать?", "для чего мне это читать?" и тп., то чтение уже систематизировано заданной целью и абсолютно все-равно какой из двух способов выбран :)

Но тогда возникает следующий вопрос: как систематизировать и хранить, анализировать, и использовать полученную инфу из книжек )

0
0

Мой интерес как раз и заключался в том, как систематизировать чтение, чтобы при этом в голове систематизировалась получаемая информация. Я склоняюсь к тому, что хронологически, но тут важно еще и приоритеты верно расставить: не пытаться объять необъятное и отделять важное от второстепенного. К тому же есть всякие нюансы, как Вы и другие уже отмечали: можно попытаться проследить развитие в литературе определенной темы, определенного жанра. К тому же есть национальные литературы, стоит ли осваивать их параллельно хронологически или каждую отдельно в их развитии... Что наиболее логично, именно чтобы понять логику мирового литературного процесса?

0
Ответить

Что наиболее логично, именно чтобы понять логику мирового литературного процесса? - очень сложный вопрос, требующий специального образования и специальных знаний в литературоведеньи. Я бы сказал, что нужны связи с крутыми филологами и литературоведами, а они подскажут как вникать в логику литературных процессов

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить