Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли в жанре "фантастика" тренды, которым следуют при описании будущего?

Искусство и культураМода и красота+3
Лев Чеботарёв
  · 345
Журналист, переводчик, трэвел-гик  · 29 дек 2015

Очень интересный вопрос, сама им задавалась. Для себя отметила утопическое и дистопическое будущее. Так, у Кира Булычева в будущем наконец построен коммунизм, люди путешествуют по галактике, все автоматизировано, деньги не нужны, все при работе и занимаются любимым делом. У Замятина же, как и у Брэдбери и Оруэлла, миром управляет некая власть, стремящаяся превратить людей в животных, свести их интеллектуальные потребности и способность к мышлению и анализу к нулю. Как правило, заканчиваются такие произведения печально - провалившимся бунтом. Ну или как в американских "Эквилибриуме", "Пятом Элементе", "Матрице", "Облачном атласе" - свержением "силы зла", после чего... а вот конец часто открыт. Тот же жанр дистопии используется в современных подростковых романах - "Голодные Игры", "Дивергент", и прочие. Ничего нового они не придумывают, но смотрят на извечные темы с немного иной стороны и часто играются с концовками, чтобы не следовать клише. Интересный пример дистопического романа с необычным сюжетом и открытым концом - "Пятый священный элемент" (The Fifth Sacred Thing), о том, как люди, пережив экологическую катастрофу, возвращаются к истокам (земле, воде, огню, воздуху, и энергии человеческой души), чтобы восстановить уничтоженную экологию и спасти североамериканский континент от полного вымирания.

У Гарри Гаррисона будущее - это круто, это космические путешествия и дерзкие приключения, полная безнаказанность и получение удовольствия от жизни. У Дугласа Адамса это эксперимент по адаптации, о том, как быстро мозг человека способен привыкнуть к крутым переменам и странным вещам (и запомнить, что с собой всегда надо иметь полотенце, а ответ на главный вопрос вселенной - 49).

Говоря о главных чертах описания будущего, это, конечно же, различные виды автоматизации нашей жизни. У Булычева мне запомнились самостроящиеся дома из коралловой пыли (сейчас это почти реально сделать) и уличные автоматы с березовым мороженым, у Гаррисона понравилась идея различных субстанций, использующихся вместо оружия - сонные дротики вместо пуль и тд. В "Автостопом по Галактике" - бульдозеры, которые способны сносить планеты, и аналог современного Wikitravel. В "Матрице" машины живут за счет энергии людей, а в "Эквилибриуме" люди отключают себе эмоции, чтобы избежать войн и конфликтов. В целом, поскольку предсказать наше конкретное будущее очень сложно, авторы используют настоящее под увеличительным стеклом, максимализм. Если автостоп, то по галактике, если война, то межгалактическая или общемировая, если роботы, то часто умнее людей, и т.п. И, естественно, каждый упирается в силу собственного воображения в рамках конкретных временных реалий.