Руслан Гемаев
декабрь 2015.
4072

В настоящее время очень популярно мнение, что почти всё, что преподается в школе, в жизни никак не пригодится. Что вы об этом думаете?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
7 ответов
Поделиться

Если мы говорим о практических навыках, которые дает школа, то пригодится следующее: арифметика, чтобы посчитать сдачу в магазине; проценты, чтобы знать сколько за кредит возвращать; минимум геометрии, чтобы площадь стен под обои подсчитать. Из физики нужно кое-что знать про электричество, чтобы в белых тапочках не уплыть. Из ботаники - способы размножения растений, если есть сад и огород. Писать по-русски грамотно тоже желательно.

Важный навык - правильно выражать свои мысли при письме, но в школе не учат писать иски в суд или подавать жалобу в комиссию по труду, если вас незаконно уволили. Однако при умении выражать и логически связывать свои мысли, с этими важными делами можно справиться самостоятельно. Получается, что практических навыков школа дает не много, а если и дает, то без привязки к применению на практике.

Классическая литература не представляет большого интереса для современных подростков. Какие-то помещики, пролетариат, дуэли.. . Есть вечные ценности, но устройство социума, технологии поменялись кардинально.

Сейчас школе приходится конкурировать с интернетом, устройствами и она проигрывает. Преподавать нужно по-новому, чтобы гаджеты пали ниц при виде современного учителя.

На самом деле учеба сама по себе - это удовольствие. Да-да! Если есть мотивация, любознательность, стремление решить задачу - это огромный ресурс. Когда обучение - источник, вопроса о пользе-непользе не возникает. В школе я умирала на уроках истории- идеологические унылые тексты, никакого поля для фантазий и предположений. А вот сейчас получаю огромное удовольствие от просмотра документальных исторических фильмов, чтения книг (где информация излагается в интересном мне формате) и от дискуссий на исторические темы. Получается, что школа только привила отвращение, о каких тут знаниях можно говорить?

Главная цель образования - научить думать, а не выдавать готовые решения на 100%. Вопрос еще в том, чтобы знания не только сохранялись в долгосрочной памяти, но и могли быть использованы во взаимосвязи с другими явлениями, часто из других дисциплин. Думать - значит, уметь выявлять разные факторы, учитывать их значимость и обобщать. Но это совсем вкратце.

Если получение знаний не приносит удовольствия, в долгосрочную память они не откладываются, взаимосвязи из разрозненных отрывков не складываются, то тогда да, можно утверждать, что большая часть школьных знаний бесполезна.

29
-3

Золотые слова. Жаль, что у многих учение (в том числе и у меня) ассоциируется с мучениями Тартара...

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Я тоже был среди тех, кто критикует универ и школу за бесполезность и бессмысленность. Сейчас эта точка зрения для меня звучит как от недалеких людей, которые не способны видеть связи между разными частями своей жизни.

Если ты работаешь не по специальности, это не значит, что ты не применяешь НАВЫКИ, полученные по ходе учебы. Если ты ездил на олимпиаду по математике, а работаешь водителем, то откуда можешь быть уверен в бессмысленности умения быстро что-то решать и делать выводы?

Наглядный пример применения истории - Шерлок Холмс, он делал выводы именно на прошлом. Геометрия? Ремонт дома попробуй сделать без базовых знаний этого предмета. Неужели знание химии и физики, понимание устройства мира вокруг бессмысленно и бесполезно? Умение анализировать тексты, выражать мысли в письменном виде, уметь принимать разные точки зрения через литературу это плохо?

К тому же, огромное влияние идет за счет того, что обучаясь где-либо ты прикрепляешься к месту. И даже если в самом учебном заведении ничего не получаешь, то ты развиваешься, просто живя там, где учишься, без возможности переехать.

Да, система образования требует глобальных реформ, но давайте уберем школу и через 20 лет все забудут о существовании страны, где ее уберут. Давайте научим людей только считать и писать, в итоге получим государство приматов, потому что нечего будет писать и считать и навыки окажутся бесполезными.

Знания и умения, полученные в ходе учебы, не бесполезны, если вы так говорите, то "просто не умеете их готовить"

12
-2

Все хорошо, но нужно вводить практику с применением полученных знаний, тогда они не будут бесполезными

+1
Ответить

Что вам мешает находить практику, если есть желание? я так и делал. А принудительная практика будет дальше идти в негатив

0
Ответить

@Дмитрий Демидов, ну у меня, например, нету возможности проводить эксперименты с веществами, разглядывать внутренности растительной клетки, проводить экперимент с интерференцией. Была бы практика на принудительном уровне - я думаю, что никто бы не отказался. Это уж точно интереснее унылой теории. Всё доказывается практикой...

+1
Ответить
Прокомментировать

Я думаю, что жизнь таких людей скучна, банальна и неинтересна. Если человек пытается как-то открывать для себя мир, находить для себя интересную работу, увлечения, общаться на разные темы, анализировать, у него возникает потребность в тех или иных знаниях, основы которых закладываются в школе. Можно критически относиться к тому, как именно вам преподавали те или иные предметы, но сам взгляд, что якобы все это ненужно, говорит только о самом человеке и его неспособности понимать и ценить знания.

6
0
Прокомментировать

Наша школа по-прежнему во многом - продолжение советской, и это не есть плохо. Однако, это налагает определённые особенности. Экономика СССР была основана на тяжёлой промышленности, и наличие мощного слоя людей, способных самостоятельно разрабатывать передовые технологии или, по крайней мере, сносно копировать добытые разведкой секреты западной промышленности было критически важно. Для подготовки грамотных рабочих, инженеров, учёных были необходимы интенсивные курсы математики, физики, химии и даже черчения (у меня в начале 2000-х было, интересно, много ли где осталось сейчас). В вузах, техникумах и ПТУ можно было уже не тратить силы на объяснение азов, а готовить человека прицельно по специальности.

При этом школа была в значительной мере ориентирована на «спорт высоких достижений», на выявление одарённых детей, которых потом можно будет отобрать в спецшколы и дальше продвигать в научно-техническую элиту страны. Кстати, движение школьных олимпиад зародилось именно в СССР, а потом к нему стали примыкать другие страны. Если не давать хорошую нагрузку по физике или математике всем без исключения ученикам, то получится уравниловка, и выявить таланты не удастся. Естественно, для кого-то эта нагрузка окажется запредельной, но это для советской системы образования большой проблемой не являлось – как для олимпийского спорта не являются проблемой пивные животы соотечественников.

При этом социальные и гуманитарные науки были развиты слабо, а преподавать "практические навыки" жизни в советском обществе было просто невозможно из-за несоответствия между реальностью и розовым миром официальной пропаганды. С иностранными языками и так понятно - грамматику по учебникам преподавали, но практиковать реальной возможности не было.

По сравнению с советским периодом в нашем обществе произошёл ряд изменений. Произошла сильная деиндустриализация страны, и теперь вовсе не считается зазорным молодому человеку иметь диплом не инженера. Про ПТУ и говорить нечего - приём туда коллапсировал в 90-е, так что бизнесмены стонут от отсутствия или неадекватного качества рабочих кадров.

Выросла популярность экономических и юридических специальностей - и при этом наша школа не осилила в сфере социальных наук ничего, кроме странной сборной солянки под названием «обществознание» / «граждановедение». Возможно, сейчас ситуация лучше, но в мои годы отношение как учеников, так и самих учителей к этим предметам было не очень серьёзным. В какие-то годы, например, выдавали 1 сентября учебник по граждановедению, но самого предмета фактически в расписании не было. Забавно, что обсудить какие-то общественные проблемы можно было скорее на уроках литературы, так как составители советских учебных планов нашпиговали их социально острыми произведениями (пусть и из XIX века), а в 90-е к этому коктейлю щедрой рукой добавили диссидентской литературы.

На мой взгляд, советское наследие в преподавании точных наук – гордость и достояние страны, отказываться от которого преступно. Практика показывает, что те, у кого в школе было хорошо с математикой, обычно и с составлением резюме и заполнением налоговых деклараций справляются неплохо. Так что этот блок нужно трогать в последнюю очередь.

Но кое-что в системе школьного образования не мешало бы оптимизировать, конечно. Например, те самые «жизненные навыки» уровня «починить текущий кран» вполне можно преподавать на уроках труда/технологии. Безусловно, must do – это иностранные языки (причём они важны в первую очередь тем же технарям, так как современная наука делается на английском). Что касается социально-гуманитарных дисциплин, то тут я бы не усердствовал, т.к. в текущей ситуации расширение их преподавания приведёт лишь к дальнейшей политизации школы.

4
-1
Прокомментировать

Не надо возлагать на школу ответственность за всю жизнь. школа дает базу: базу общения, социализации, умения спрашивать и формулировать мысли. Банально считать, писать, читать и знать, тех, кто как-то повлиял на историю и искусство.Короче,это фундамент,пусть не всегда строится он правильно в школах, но все же. Поэтому требовать от 9классника жить в большом и сложном мире, писать докторскую диссертацию о теории струн вообще не стоит. Все, дающееся в школе, как минимум расширяет кругозор и как-то определяет склонности, которые дальше хочется или не хочется развивать.

1
0

На мой взгляд уровень той социализации, что даёт школа сущий ад. Отношения в обычной школе выстраиваются аналогичные тюрьме. Не встать, ни сесть, ни в туалет сходить без разрешения нельзя. Возразить кому то - тоже.

Если социализация это навыки лжи, изворотливости и лицемерия, то нахрен такую социализацию.

+2
Ответить

Такие все нежные стали, будто в школе не учились.  Я и все моё окружение познало там много хорошего и много плохого и вышли мы оттуда нормальными людьми, которые знают, что не все в мире белое и пушистое и не всегда к вам будут относиться уважительно. Школа дала нам и такие знания, поэтому ничего плохого в этом не вижу тоже. По крайней мере мы не сильно удивлялись не пушистому поведению в других местах. В остальном - мы учились дружить, отстаивать себя и не себя, давать отпор и многое другое. Вот это социализация.

-2
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью