Анна Андреева
декабрь 2015.
2796

Почему в православии такой культ греха и раскаяния? Почему приветствуется постоянное чувство вины и самоосуждение? Разве это здоровое состояние?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
7
5 ответов
Поделиться

Это касается, вообще, всего христианства. И если не перегибать палку, то признание себя несовершенным - это норма. Это высший вариант критического мышления - по отношению к самому себе. Намного хуже - обратная позиция, когда человек ищет объяснение любому своему поступку, убеждая себя же в своей правоте. Человек, который так поступает, вообще, не имеет ресурса для развития - ему проще выдумывать себе оправдание. .Вот, например, я (как и, наверное, большинство) не могу вспомнить случая, когда я делал гадости или как-то серьезно подвел ХОРОШЕГО человека – и я, получаюсь, молодец. А может быть, мне просто приятно считать людей, с которыми я был несправедлив, людьми плохими.

Более того, умение чувствовать вину и стыд - это лучшее, что есть у человека, на мой взгляд. Вообще, нас не так многое отличает от животных и, мне кажется, надо стараться развивать именно такие качества. Комплексы начинаются, когда человек начинает стыдиться того, что он чувствует вину.

23

Согласен , но христианство побуждает чествовать вину вообще за не твои поступки. Либо за то, что вообще никак не может быть чем-то плохим.

+4
Ответить
Прокомментировать

Грех это не тоже самое что вина. Это вина, но и ошибка. Покаяние, не только осознание вины, но и исправление ошибки.

Знаете, я давно читал этот вопрос, а сегодня у меня в сети на локальном форуме я читал одно обсуждение.

Слепая девушка с тростью сбита в проезде (карман). Вины своей не отрицает, но просила помощи найти водителя, который скрылся. fontanka.ru

Так вот, семь человек написали, что тоже не остановились бы -- сама виновата, а им не хочется прав лишаться и вообще не хочется проблем.

Вконтакте я даже считать не стал подобное. Возможно, конечно, часть таких людей тролли.

Я не уверен, что навык чувствовать вину такой уж лишний. Я не считаю, что другая крайность, которая крайне распространена, является нормой. Когда человек вообще не считает и не чувствует себя хоть когда-нибудь виноватым. Всегда виноваты обстоятельства, государство и другие люди.

Я не к тому, что православные -- другие, нет, такие же. Вины не чувствуют, ошибок не признают, меняться (а это часть обязательная покаяния) не желают. Потому об этом и напоминается постоянно.

Рядом тут вопрос про вину: thequestion.ru Нет, конечно, тоже никто не виноват. Сам выделывался, сам самоубился, враг, предатель, такое будет мнение. А был ещё вопрос: thequestion.ru

Позавчера женщина раздавила на тротуаре ребенка 2.5 лет, не скрылась, но из машины не вышла, сказала, что выехала на тротуар потому, что плохо стало. fontanka.ru

Мы, просто живем в крайне атомизированном мире, мы очень мало видим горя, всего что нас не касается -- нет, потому и вины нет, и ошибок нет.

17
Прокомментировать

Здоровое. Просто его надо правильно использовать. Слово "метанойя", обычно переводящееся как "покаяние", дословно переводится как "перемена ума". Следовательно, постоянное покаяние - это постоянное изменение, переоценка своей жизни. Осознание присутствия в твоей жизни греха - повод не для паники, а для работы над собой. Чувство вины? Ну, не знаю. Скорее ответственности. Но и вины тоже, да. Если действительно есть чего стыдиться - что ж не повиниться?

Евгения Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11

Забавно, что вы этим покаянием склонны даже зверских убийц, больных на голову, считать святыми - это я про Крестителя Руси, если вы не поняли. Я понимаю, политический момент обязывает церковь прогнуться под сиюминутные власти - в этом вся её сущность, но может это уже слишком?

+5
Ответить

Меня даже больше забавляет момент не с крестителем Руси , а с тем , кто первый орде продался и вместе с ордой своим войском разрушал и покорял города Руси.

+4
Ответить

Артем, сегодня вопросы по самой орде нередко всплывают - это ещё ладно, военная хитрость там и т.д. Но тут конкретное убийство, насилие. Это все недопустимо - а недопустимое нельзя впринципе возводить в высшую ценность и признание, типа причисление к лику святых. Сегодня эта процедура изрядно девальвирована, следующим святым будет видимо Путин...

0
Ответить
Ещё 4 комментария

Привести цифры населения Киева и еще некоторых городов Руси до разрушения ордой и после ? догадываетесь , что случилось с этими всеми людьми ? и наш святой самым прямым способом к этому причастен был , его войско ( а то и он сам) было в рядах разорителей, а не защитников. Я могу понять его мотивы, почему он посчитал допустимым или нужным именно так, но это никак не может быть достойно святого.

+2
Ответить

Артём, а источники этих цифр у вас есть? Кто вообще считал население - реальное, а не предполагаемое ?

0
Ответить

Это уже тянет на отдельный вопрос для TQ "Каким образом вычисляют население средневековых городов?". Методики достаточно разные и дают немалую погрешность, но даже если брать "по минимуму", тоесть , самые низкие оценки населения "до" и самые высокие оценки "после" картина будет все равно печальной. Все же результат там явно не в границах погрешности.

И в истории принципиально ничего не может быть "реального". Только предполагаемое. Даже документы могут содержать ошибки . А в те времена документооборота особого не было. Другое дело , что обычно все эти предположения имеют довольно таки серьезное обоснование.

+1
Ответить

Народ, я отвечаю на конкретный вопрос: о грехе и раскаянии, а вовсе пытаюсь отвечать на вопросы о моем и общецерковном отношении к тем или иным святым.

+6
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить