Hasdruvaal Magonid
март 2016.
2023

Почему целомудрие во множестве религий считается добродетелью?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Потому что целомудрие - это не столько отказ от сексуальных отношений (асексуал совсем не обязательно целомудрен, а верное супружество - это прямо-таки столп целомудрия), сколько целостность личности: контроль над своим телом, приведение его в согласие с духом. Целомудренный человек свободен от материальных привязанностей. А большинство религий как раз и ставят своей целью освобождение человека (не в последнюю очередь - от грубых проявлений материальности).

Евгения Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
16
Прокомментировать

Потому что "чистота" тела является следствием чистоты духовной. А что, как не чистота помыслов, является добродетелью? Если уж говорить о религии, то разве не это должно быть неким ядром? Если поощрять желания такого приземленного -можно сказать животного - уровня, такие как пищевая и половая мотивация, самые примитивные проявления эгоизма, то о каком сотрудничестве и прогрессе останется говорить? Концепция воплощения и проявления духовного в материальном, осязаемом вообще довольно распространенная вещь. Одно из преимуществ такого подхода в том, что это помогает приблизить понимание абстрактного.

8
Прокомментировать

Считается по причинам, по которым религии вообще интересуются телом:

- религии как сообщества видят в теле наглядный образ себя-как-группы. Важные для любой группы проблемы её границ, её структуры ("анатомии"), её контактов с внешней средой, становятся близкими и понятными обычным людям в "переводе" на их тело (эту тему хорошо разбирает антрополог Мэри Дуглас). Христианство, в котором "церковь это тело", а "тела это храмы", здесь хороший пример;

- религии как техники воспитания обязательно учитывают тело как первый важный объект, с которым надо научить обращаться.

(1) Когда религиозной группе важно поддерживать четкую границу с внешним миром, сексуальные и пищевые контакты (и запреты) оказываются "точками фокуса", в которых эта проблема группы становится понятной для каждого. Еда и секс - потому что две ситуации, в которых граница между нами (телом) и внешним миром оказывается проницаемой, самой проблемной.

Так получается, скажем, с индийскими кастами; или пример более близкий: ранние христиане в Римской империи. По житиям времен гонений получается, что ключевыми в отношениях с внешним миром оказывались (кроме словесного исповедания и языческих ритуалов) ситуации или с едой, "не есть идоложертвенного", или с сексом и браком. В случае с христианскими мученицами первых веков (святые Варвара, Екатерина, Марина и другие) заметно, насколько и они сами, и их мучители, связывали девство/брак и исповедание веры в одну проблему.

(2) Дисциплинарный смысл: управлять желаниями, отказываться от немедленных удовольствий ради больших благ в будущем - такие навыки много где нужны и ценятся. Самым понятным "полигоном" для них становится как раз тело, сексуальные желания и пища. Если учесть, что тело это вообще главный "инструмент", которым мы пользуемся в контактах с внешним миром, то важность таких упражнений будет понятна.

Можно еще учесть, что сюжеты, связанные с телом, сексом и пищей, в религиях почти всегда маркируются понятиями "чистого" и "скверного". Правильно обращаться с телом, желаниями и едой значит, одновременно, знать и понимать эти базовые категории. Разбираться в делениях "чистого" и "нечистого", следовать им в разных ситуациях - собственно, это и есть, во многом, религиозная компетентность (или, иначе говоря, добродетель).

2
Прокомментировать
Ответить